История авиации
Страница 13

сной 1916 года сформировали еще 12 истребительных отрядов — по одному на полевую армию. Летом того же года, опасаясь полного разгрома русскими войсками австро-венгерской армии, немцы перебросили на восток большое количествоистребителей. Чтобы противостоять германским самолетам, русскоекомандование создало истребительные фронтовые отряды. В августе на Юго-Западном фронте действовала уже группа из трех отрядов. Летчикам помогаласлужба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). На цельистребителей наводили с помощью специальных полотнищ и стрельбой иззенитных орудий. В результате успешных действий группы в районе Луцка немцыпрекратили активные действия авиации на этом направлении. Нашисоотечественники — последователи Нестерова, заслужили славу не простоумелых пилотов, а изобретательных тактиков, творцов новых боевых приемов.Вот что писал военным коллегам французский летчик Жан Дюваль,проанализировавший действия русских истребителей на Восточном фронте:«Делайте перевороты через крыло, штопор, пике и другие номера по отношениюк противнику, делающему то же самое; точно рассчитывайте расстояние, откудавы вышли, амплитуду вольта, точку, где вольт закончится; занимайте позициюдля стрельбы, имея пулемет уже направленным на цель, и все это в четвертьсекунды — только тогда будет успех. В это мгновение проявляются ум,ловкость, глазомер, рефлективная способность, одним словом, весь человек .Летчик-истребитель является фехтовальщиком в воздухе, а самолет его —рапирой. Бой между двумя ловкими противниками объясняет все летноеискусство, это ослепительная джигитовка, головокружительная карусель всмертельной дуэли». Русские летчики первыми ввели в боевую практику действия истребительныхпар. Случалось, на боевое задание вылетала тройка-звено. Одна машинаслужила приманкой, «живцом»: появившись над вражеским аэродромом, онапровоцировала противника на перехват. Тут-то и появлялся ас со своимведомым и обрушивался на взлетевшие аэропланы врага. Выдающимся боевым летчиком был Евграф Николаевич Крутень. Его излюбленныйприем — атака с преимуществом в высоте, со стороны солнца, проход В 50—100м ниже противника, крутой боевой разворот в хвост вражеского аэроплана.Стрелять Крутень начинал с дистанции 10—15м — наверняка. До своей гибелипри посадке с сухими баками 4 июня 1917 года Крутень сбил 16 аэроплановврага. Нередко запросы асов приводили к важным усовершенствованиям самолета. Поинициативе Жоржа Ги, Марк Биркигт вмонтировал в развал V-образного мотора«Испано-Сюиза» короткую 37-мм пушку. Правда орудие была гладкоствольным,без нарезов и стреляло картечью. На пушечном СПАДе летал и Рене Фонк, унего было даже две машины: одна с двумя пулеметами, а другая пушечно-пулеметная. Что бы ни предлагали летчики конструкторам, а те пилотам (вслед затрипланом немцы снова возвратились к монопланной схеме и выпустилинебольшое количество монопланов Сименс-Шукерт D-IV и свободнонесущих ФоккерD-VIII и Юнкерс D-1), излюбленными машинами асов остались бипланы. И вообще, несмотря на обилие типов, атакующий самолет «скаут» (так иногданазывали самолет-истребитель) мало изменился к концу военных действий.Схема аэропланов, их пропорции, форма и компоновка коробки крыльев,фюзеляжа, управление как бы законсервировались. Неизменным осталось дажечисло нервюр на крыле. Летные и боевые данные улучшались главным образом засчет мощности мотора и увеличения мощи оружия. Казалось, что невозможно больше усовершенствовать истребитель,перекомпоновать его. С окончанием первой мировой войны для родившегося вней самолета-истребителя началось безвременье. «Метаморфозы истребителя» Итак, начав первую мировую войну монопланом, самолет-истребитель закончилбоевые действия бипланом и даже трипланом. Все остальные элементыконструкции «скаута» почти не изменились. Лишь к самому концу войны, в 1918году, фирме «Юнкерс» удалось выпустить небольшую серию цельнометаллическихистребителей Юнкерс D-1 со свободнонесущим крылом, без расчалок и подкосов.Но, как ни прогрессивен был переход к «крылатому металл
Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16