История авиацииСтраница 12
ка: из 12220 английских, французских, немецких и австрийскихсамолетов, сбитых в годы первой мировой войны, 9900 уничтоженоистребителями. Остальные приходятся на долю зенитной артиллерии. Превосходство французских истребителей стало еще более очевидным споявлением в 1916 году знаменитого СПАД-VII конструкции Луи Бешеро.Прообразом машины был довоенный гоночный «Депер-дюссен», созданный этимвыдающимся конструктором. Основанная в 1910 году фирма «Societe desproduction des Aeroplanes Deperdussin», сокращенно SPAD, или «Депердюссен»,перешла в 1914 году в руки группы предпринимателей во главе с Луи Блерио.Чтобы сохранить в аббревиатуре прославленное победами название фирмы, еепереименовали в «Sociate pour l’Aviation et ses Derives», что можноперевести как «Общество по авиации и ее отраслям». Как и главныйконструктор фирмы «Ньюпор», Бешеро сделал свой первый истребитель бипланом.Еще одна важная особенность СПАД-VII — совершенные, аэродинамические формымашины и V-образный двигатель водяного охлаждения, Бешеро остановил выборна моторе «Испано-Сюиза» швейцарского конструктора Марка Биркигта. Оснащенный 150-сильным двигателем, СПАД-VII развивал скорость около 180км/ч и оказался самым быстрым из всех тогдашних военных самолетов.Вооружение биплана состояло из одного синхронного пулемета с большимзапасом патронов — 500 штук. Именно на СПАД-VII летали знаменитыефранцузские асы первой мировой войны: Фонк, Гинемер, Нунжеесер. Немецкую авиацию спасли «Альбатросы» — серия бипланов и полуторапланов сменьшей, чем у СПАД-VII, нагрузкой на крыло (36 кг/м2 против 40 кг/м2).Немецкие аэропланы превосходили французские по скороподъемности и потолку.На высоте 4 тыс. м маневренность СПАДа ухудшалась, а «Альбатрос» забиралсявыше и атаковал с преимуществом в высоте. В 1916 году английская фирма «Сопвич» выпускает очень легкий (580 кг)истребитель-биплан «Пап» с необычайно малой нагрузкой на несущиеповерхности (25 кг/м2). Правда, самолет уступал в скорости СПАДам и«Альбатросам». В том же 1916 году появляется Сопвич «Триплан», а в 1917-м,продолжая семейство легких машин,— Сопвич «Кемел». «Маленьким хищнымзверем» называли эту машину английские газеты тех времен. Максимальнооблегченный (660 кг), с большой скороподъемностью, истребительпредназначался для отражения налетов цеппелинов и немецких тяжелыхбомбардировщиков и был вооружен двумя синхронными и одним зенитнымпулеметами: он располагался над верхним крылом, держал под прицелом верхнююполусферу и предназначался для обстрела цеппелинов, когда истребитель летелниже цели. Немцы проявили большую оперативность и быстро отвечали на новинкипротивника постройкой улучшенных машин. При этом они перенимали у враганаиболее важные усовершенствования. Так случилось и с трипланом — в 1918году фирма «Фоккер» выпустила аналогичный истребитель — «Фоккер Dr1». Наэтой машине летал самый удачливый из всех асов первой мировой войны, баронфон Рихтгофен, прозванный «красным бароном», из-за окраски его «Фоккера».На счету Рихтгофена 80 официальных побед (подтвержденных тремя и болееочевидцами боя). Уже в 1916 году французы сформировали крупные истребительные отряды, подВерденом действовали 60 пилотов, среди них летчики, признанные асами. Чтобызаслужить это почетное звание, французу англичанину или русскому нужно былоодержать пять официально зарегистрированных побед, немцу илиавстрийцу—семь. Вторым после Рихтгофена считается француз Рене Фонк (75официальных побед, всего 126 зарегистрированных). За ним следуют:английский ас Вильям Бишоп (72 победы) и француз Жорж Гинемер (53 победы).Всего за время войны асами стали свыше 500 летчиков воевавших стран.Французские асы, например, уничтожили 1100 самолетов и аэростатовпротивника из 2049, сбитых авиацией Франции. Победы дорого дались летчикамвсех воюющих стран, ежегодно во всех ВВС обновлялось около 100 процентовлетного состава. Первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале1925 года. Один защищал Варшаву, задача другого — охрана от нападения своздуха царской ставки. Ве