Система управления безопасности полетовСтраница 5
Основные направления реализации основных стратегических и тактических задач авиапредприятия по реализации программы управления рисками в отношении обеспечения безопасности полетов представлены на слайде 28.
Эффективное управление рисками полностью зависит от правильности принятого руководством компании решения при определении корректирующих и предупреждающих мероприятий. Исходя из стратегических, тактических и операционных целей компании, составляющих основу процессов обеспечения БП, была выбрана трехступенчатая модель управления рисками в отношении безопасности полетов (слайд 29).
Влияние внутренней и внешней сред на общую систему безопасности полетов (слайд 30), рассматривается как совокупность элементов производства, находящихся в отношении друг с другом и образующих определенную целостность и единство.
Применительно к авиационно-транспортной системе эта совокупность включает в себя такие элементы, как технические средства, программное обеспечение, управление, эргономика, биомеханика, человеческий фактор.
При рассмотрении логики многофакторности событий, как правило, необходимо установить степень вероятности того, что событие будет развиваться в другие более серьезные события. С точки зрения безопасности системы, проблема идентификации риска всегда должна сопровождаться оценкой динамики потенциального системного происшествия. Схематическое представление логики мультилинейной последовательности происшествия представлено на слайде 31.
Все события, рассматриваемые программой управления рисками (слайд 32) делятся на классы (по степени сложности возникновения события) и категории (по частоте возникновения события).
Первый этап: «Определение» рисков в отношении безопасности полетов, представленный на слайде 33, это начальная стадия процесса управления рисками. На данном этапе авиакомпании необходимо идентифицировать опасности, связанные с ними риски и проанализировать их.
В качестве классов событий в программе управления рисками были приняты виды авиационных событий, представленные в соответствии с градацией их влияния на безопасность полетов, соответствующих типам особых ситуаций. Для проведения более глубокого анализа были предложены 5 классов событий, представленных на слайде 34:
Класс события | Соответствие особой ситуации | Влияние на безопасность |
Класс 5 | КС | Угроза безопасности полетов |
Класс 4 | АС | Сильное влияние |
Класс 3 | СС | Средняя степень влияния |
Класс 2 | УУП | Низкая степень влияния |
Класс 1 | Потенциальные события | Не влияют на безопасность, но могут привести к развитию события, влияющего на БП |
В качестве категории событий в программе управления рисками была принята частота возникновения особых ситуаций (слайд 35). Предельные значения категорий рассчитываются по усредненным показателям безопасности полетов. Количество категорий совпадает с количеством классов событий. Категория выбирается в зависимости от контролируемых параметров в каждом конкретном структурном подразделении. Контролируемые параметры могут быть выражены часами налета, количеством полетов, рейсов, обслуживаний: