Система управления безопасности полетовСтраница 1
Согласно предъявляемым требованиям международного законодательства (ИКАО Annex 6, revision 30), с января 2009 г. эксплуатант авиационной техники вводит систему управления безопасностью полетов (СУБП). Данная система (слайд 2) должна как минимум:
- определять риски для безопасности полетов,
- обеспечивать коррективные действия,
- предусматривать мониторинг и регулярную оценку,
- ставить цель повышения уровня БП.
В нормативных документах IATA (IOSA), SKY TEAM были изложены следующие требования к системе управления безопасностью полетов (слайд 3):
- ORG 3.3.1. Эксплуатант должен иметь программу анализа рисков в летной эксплуатации.
- ORG 3.3.2. Эксплуатант должен иметь руководителя с надлежащей квалификацией и полномочиями, на которого возлагается ответственность за осуществление программы анализа и оценки рисков.
- ORG 3.3.3. Эксплуатант должен иметь процесс контроля уровня производственного риска руководителями подразделений летной эксплуатации, технического обслуживания и авиационной безопасности.
- ORG 3.3.4. Эксплуатант должен иметь средства распространения информации и данных программы анализа риска в летной эксплуатации в целях обеспечить осведомленность работников предприятия с управлением рисков.
На сегодняшний день структурными подразделениями ОАО «Аэрофлот» для внедрения системы управления безопасности полетов была проведена следующая совместная работа (слайд 4):
- разработана программа управления рисками в отношении безопасности полетов, которая стала неотъемлемой частью «Руководства по обеспечению безопасности полетов ОАО «Аэрофлот» (раздел 7),
- определены основные категории и классы авиационных событий,
- разработана единая матрица рисков для всех производственных структурных подразделений и Инспекции по БП,
- проведено позиционирование рисков по структурным подразделениям компании, осуществляющих свою деятельность в области безопасности полетов,
- определены методы управления риском и первичные методы оценки статистической информации об авиационных событиях и связанных с ними рисках.
Система управления безопасностью полетов в сфере своей деятельности должна затрагивать следующие основные направления, представленные на слайде 5:
- летная эксплуатация,
- техническая эксплуатация,
- тренажерная подготовка,
- кабинный экипаж,
- грузовые перевозки,
- наземное обеспечение перевозок.
На слайде 6 представлено определение СУБП и ее основные элементы:
Система управления безопасностью полетов представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры.
Элементы системы управления безопасностью полетов:
- корпоративный подход к безопасности полетов,
- эффективные организационные методы внедрения стандартов по безопасности полетов,
- система надзора за обеспечением безопасности полетов.
Согласно принятой декларации по обеспечению БП, утвержденной генеральным директором ОАО «Аэрофлот», представленной на слайде 7:
Безопасность полетов является главным приоритетом во всей нашей деятельности. Мы считаем своей обязанностью осуществлять, развивать и совершенствовать стратегии, системы и методы управления для обеспечения того, чтобы наша авиационная деятельность демонстрировала самые высокие уровни безопасности полетов и отвечала национальным и международным стандартам.
- основные значения,
- фундаментальные представления,
- основные элементы подхода к безопасности,
- задачи политики обеспечения безопасности.
Основные положения политики в области обеспечения безопасности полетов в ОАО «Аэрофлот» изложены на слайде 8:
- развитие и внедрение культуры безопасности,
- четкое определение обязанности и ответственности,
- снижение производственных рисков,
- совершенствование системы безопасности полетов для соответствия международным стандартам,