Самолет Сикорский С-16Страница 6
связными самолетами. Теперь в составе каждого корпусного отряда создавалось истребительное отделение (по 2 аппарата), а при каждой армии предполагалось сформироватьотдельныйистребительный авиаотряд. Приказ о формировании первыхистребительных отрядов Великий вязь Александр Михайлович отдалв начале февраля 1916 г. Первый же изчислашестиС-16сер., уступленных
М.В. Шидловским легкойавиации,ВеликийКнязьпопросил сразу предоставить известному русскому летчику-асупоручику Константину Константиновичу Вакуловскому. 17 марта1916г. С-16сер. (заводской Nо, 205)соспециальноподготовленным для него двигателем Ров и пулеметом Виккерс былотправлен из Петрограда в Крейцбург, где базировался 33-йкорпусной отряд Императорского Военно-Воздушного Флота, вкотором служил поручик.26мартаистребительпослесборкиофициально принял командир отряда штабс-капитан Заборовский,и уже на следующий день произошло боевое крещение С-16сер. ПоручикВакуловскийосуществилуспешныйперехватнемецкой двухвостки -- разведчика -- над районом Крейцбург- Кокенхаузен. Однако следующий вылет сталпоследним,Поднявшийся2 апреля на разведку Вакуловский был обстрелян над Штокмансхофом своей артиллерией. Русские зенитчики, не знакомые ссилуэтом нового самолета, спутали его с германским фоккером, а били они без промаха. фоке третий снаряд разорвалсяточно под самолетом. Мотор встал,управлениенарушилось.Летчик потерял сознание, но быстро очнулся и сумел,
несмотря на сильное скольжение на левое крыло,спланировать в болото, откуда контуженного пилота и самолет вытащилиподоспевшие вовремя казаки, Аппарат Nо. 205 со сломанными винтом и стойками отправили на ремонт в авиароту. (Авиароты выполняли функции армейских ремонтныхбаз,складов,центров подготовкиличногосоставаиформирование авиачастей.)
Остальные, доставшиеся ему, С-16сер. Августейшийзаведующий определилнаформированиепервыхрусскихистребительных авиаотрядов. +а первых отряда предназначались для 7-й и 12-й армий, по номерам которыхонииполучилисоответствующие названия, 7-й истребительный авиаотряд формировался вКиеве выдающимся летчиком Георгиевским кавалером подпоручиком Иваном Александровичем Орловым, а 12-й - в Пскове старым знакомым И.И. Сикорского, одним из первых русских летчиков,подпоручиком Максом Германовичем фон Лерхе, Орлову были отправлены 19 марта истребители с заводскими номерами Nо. 201, 202 и 204, а Лерхе через три дня -- Nо.203и 211.4апреля
Орлов отрапортовал Велаому Князю, что первый русский истребительный авиаотряд сформирован иготовквыступлениюна фронт, В его состав кроме трех С-16сер. входил и первыйсерийный истребитель-мо-
ноплан русской конструкции МБ (заводской Nо. 2)московского завода Мост (Москви), Кроме командираотцаподпоручика
Орлова в отряде состояли опытные летчики -подпоручикБычков, прапорщики Матвеевич и Гильшеривольноопределяющийся Янченко, а также летчики-наблюдатели (летнабы)корнетЛипский, сотник Ильин, подпоручик Сакович ипрапорщикКвасников. Командир облюбовал С-16сер, с заводским Nо.204,Бычков -- Nо. 202, а Гильшер - Nо, 201. Прапорщик Матвеевич был запасным летчиком на С-16сер. Янченко леты наМост.(Это первый известный случай взаимодействия истребителей - биплана и моноплана -- отечественной конструкции.) К середине апреля 1916 г. первый русский истребительный авиаотряд перебазировался на аэродром близ галицийского местечкаЯблонови приступил к военным действиям, Первоебоевоекрещениекак авиаотряда, так и состоявшего на его вооруженииистребителя С-16сер., произошло 15 апреля. В этот день,вчетыречаса пополудни, Орлов с Липским впервые поднялись на Nо.204на перехват неприятельских аэропланов. Противныа отогнали,но из-за плохой работы двигателя пришлось вскоревернутьсяна аэродром. На следующий день Орлов вновь вылетел наNо.204 на перехват
вражеского разведчика вместе с летнабом Васниковым,адругие летчики отряда совершили первые пробныеполетынаNо. 201 и 202. 17 и 18 апреля экипажОрловаиЛипскоговновь вступал и воздушный бой с австрийскими летчиками.Впервый день из-за неполадок с синхронизаторомпришлосьпрекратить атаку и вернуться на аэродром, но на следующийденьэкипаж добился успеха. Вылетев по вызову с земли наперехватпротивника, экипаж обнаружил его над облаками навысотесвыше двух тысяч метров и обстрелял. Вражеский разведчик не выдержал атаки и, прячась в облаках, ушел на своютерриторию,В тот оке день успешно перехватил вржкеский самолетизаставил уйти восвояси экипаж Бычкова и Квасникова. 20апреляв перехвате самолетов противника, летящих навысоте1500м, одновременно участвовали все три С-16сер.Причем,Орлови Бычков участвовали в воздушном бою, как и раньше, сосвоими летнабами, а Гильшер на Nо. 201 сржкался водиночку.После успешного воздушного боя самолеты вернулись на аэродром,но у Бычкова на Nо, 202 остановился двигатель,исамолетпри посадке скапотировал. Летчики остались целы, но аппаратбыл отправлен в ремонт. ДваоставшихсяС-16сер.леталипочти ежедневно. Иногда летчики поднимались в воздух понескольку раз в день. Летали в одиночку и с летнабами, Большевсехв отряделетноговременинаС-16сер.набралипрапорщик Гильшер (13 часов 45 минут) и подпоручик Орлов (9часов32 минуты). Стычки с противником происходили практическипри каждом вылете. Как правило, они заканчивались изгнанием вражеских самолетов со своей территории,ноопределитьчисло сбитых аппаратов противника неудалось.Всеперехваченные самолеты опустились или ушли со снижением засвоипозиции. Таким образом, факт падения самолетазасвидетельствовать не представлялось возможным.ВИмператорскомРоссийском Военно-Воздушном Флоте сбитыми считались только тесамолеты противника, факт падения которых наземлюмогбыть документально засвидетельствован наземными войсками.Поэтому многие сбитые вражеские самолеты, рухнувшиенатерриториюпротивника,вактиврусскимасамнезаносились. Эксплуатация С-16сер. в 7-м истребительном авиаотряде завершилась 27 апреля 1916 г. В этот день случилась тяжелаяавария. Прапорщик Гильшер, вернувшисьпослесвоегопобедного воздушного боя, описанного в предисловии, немногоотдохнув, опять поднялся в воздух, на сей раз вдвоем слетнабомпрапорщи-