Самолет Сикорский С-16Страница 2
С началом первой мировой войны выполнение заказа на легкие самолеты И.И. Сикорского оказалось пор угрозой, Поставки из Франции нарушились, а отечественные авиамоторные заводы не выпускали стосильных двигателей Гноммоносупат, подкоторые строились С-10А и С-11А. Правление АО РБВЗ обратилось в ноябре 1914 г. В ГВУ с предложением заменить заказанные С-10А и С-11А соответствующим числом самолетов С-12 иС-16, рассчитанных под восьмидесятисильные двигатели Гном производства московского филиала французской фирмы. В то время в истории российской авиации произошло важное событие, оказавшее решающее влияние на ход работы Воздухоплавательного отделения АО РБВЗ и творческую деятельность И.И.Сикорского. В декабре 1914
г. приказомГосударяИмператораНиколая2быласоздана Эскадра воздушных кораблей (ЭВК) - первое в мире соединение стратегической авиации. На станции Яблона к северу от Варшавы были сосредоточены все построенные муромцы~.Воглаве Эскадры стал председатель Правления АО РБВЗ М.В. Шидловский. Вместе с ним в Я6лону отправился и И.И. Сикорский.Сцелью создания эффективного боевого соединения,обеспечениядействий воздушных кораблей и подготовкилетногосоставаони начали собирать в Эскадру со всехфронтовлегкиесамолеты производства АО РБВЗ, а также летчиков, способных на них летать. В марте 1915 г. из морского флота был затребован
Г.И. Лавров. Почти одновременно с этим М,В.Шидловскийотдал распоряжение Воздухоплавательному отделению АО РБВЗотправить в Яблону и два других опытных С-16. Самолетысзаводскими номерами 155 и 156 были отгружены вЭскадрусоответственно 6 и 19 марта вместе с самолетами ИльяМуромец, С-10 и С-12. Прибыли они в Эскадру, как и Nо. 154, без моторов. От первого С-16 Nо. 154 аппараты Nо. 155 и 156отличались конструкцией крыльев. Если уNо.154ониимелинебольшую стреловидность, то на двух другихаппаратахкрылья были прямыми с большим поперечным Ч. Размах крыльевувсех самолетов был примерно одинаков. 1(роме того, капоты их двигателей имели характерные скулы-зализы. Моторный голод был неизлечимой болезнью, преследовавшей И,И. Сикорскоговего деятельности в течение всей первой мировой войны. Причем если для тяжелых воздушных кораблей проблема сдвигателямик концу 1916 г. была в общем решена, тодлямалыхаппаратов Сикорского отсутствие необходимых моторов оказалось неразрешимой проблемой.
Для первых трех С-16 двигатели удалось достать. Их взялииз числа поступивших с центральных складов для учебныхфарманов, присылаемых для школы Эскадры в начале 1915 г. Насамолетах Nо. 154 и 155 были установлены двигателиГном-8Ь, а для Nо, 156 удалось раздобыть один из первых русских авиамоторов Калек мощностью в 50 л.с. Меньшая посравнениюс предполагавшимися к установке гномами и ронамимощность вызвала необходимость переделки С-16 сзаводскимNо.156. Верхнее крыло стало существенно больше в размахе (свыше 10 м), в результате чего площадь крыльев возросла более чемна четыре с половиной квадратных метра. Элероны на нижнемкрыле были упразднены, а на верхнемувеличены.Такпоявилась новая модификация С-16, имевшая в отличие отпредшественников -- чисты бипланов -- схему полутораплана. Поиск и установка двигателей несколько задержали введение в строй первых С-15. Их эксплуатация началась летом 1915
г. В основном они использовались для тренировки летчиков.В
целом отзывы о С-16 были очень хорошие. Самолет был легокв управлении.Еголетно-техническиехарактеристики вполне соответствовали требованиям начала 1915 г. Особенноотмечалась хорошая скорость полета -- до 144км/ч.Вероятноона достигалась при тренировочных полетах соднимлетчикомна борту, так как официально считалось, что при полной заявленной нагрузке 225 кгскоростьравна125,5км/ч.Неплохой признавалась и скороподъемность: 1000 м за4мин.Самолет С-16 осматривали летчики других авиационныхчастей,высшее командование Императорской Русской армии, члены Царскойфамилии и многочисленные иностранные делегации, посещавшие ЭВК с целью ознакомления ссамолетамиИ.И.Сикорского.Встал вопрос о приобретении в казну имеющихся С-16 и заказеновых машин того же типа. Предполагавшаяся замена заказа наС-10А заказом на С-16 не состоялась. Военное ведомство приобрело у АО РБВЗ четыре муромца в счет несданных 45 легкихсамолетов Сикорского. В то же времялегкиесамолетытребовались дляукомплектованияЭВК.Вследствиенеоднократныхходатайств М.В. Шидловского Ставка ВерховногоГлавнокомандующего обратилась 11 августа 1915 г. в Главное управлениеГенерального штаба с телеграммой: Ввиду необходимости этихаппаратов для выполнения некоторых задач и тренировкиличного состава Эскадры воздушных кораблей в табель введено12аэропланов (легких. -- авт.). Часть этих аппаратовфактически уже имеется в Эскадре. Однако составляет, по-видимому,собственность