Самолет Сикорский С-16Страница 7
ком Квасниковым, Противника в воздухе не было.Ошеломленные потерей австрийцы не спешили вступать в новоеединоборство. Можно было возвращаться домой, но тутслучилосьнесчастье.
Заело систему управления элеронами. Машина три раза перевернулась через крыло, отчего рули высоты опустилисьи,зацепившись за рычажок руля направления, остались в такомположении. усилиями летчика и летнаба правыйрульвысотыудалось поднять, но поскольку рули крепились не наобщейоси, левый руль высоты так и остался заклиненным. Самолет сорвался в штопор. Попытки экипажа выправить истребительостались безуспешными. Над самой землей порвались расчалки левойкоробки крыльев, Nо. 201 был разбит, но его прочнаяконструкция спасла летчиков. Хотя Гильшер с Квасниковым падали с высоты 1200 м, оба они остались лживы. Что послужилопричиной отказа управления -- осталосьнеизвестным.Возможно,было какое-то повреждение во времяпредшествовавшеговоздушного боя. За короткое пребывание на земле междуполетамиосмотреть истребитель толком не успели. На основе опытаэксплуатации и анализа причин аварии летчиками 7-гоистребительногоавиаотрядабылисоставленыдовольнонелестныедля С-16сер. отзывы, суть которых сводилась кневозможностиих использования н качестве истребителей. Ссылаясь на эти отзывы, Августейший заведующий авиацией Великий КнязьАлександр Михайлович, не питавший, какужеотмечалось,любвикАО РБВЗ, отдал в день аварии распоряжение прекратить эксплуатацию С-16сер, и сдать как уцелевший Nо. 204, так и находящийся в ремонте Nо. 202. Начальник штабаВерховногоГлавнокомандующего генерал М.В. Алексеев скептически отнесся к отрицательным отзывам, поступившим на С-16сер. из легкой авиации, начертав на них резолюцию:Думаю,чтоделомастера боится, и приказал Его Высочеству передать этисамолетыв ЭВК, где к ним претензий не было и куда они с самогоначала и предназначались. Затем Великий князь отправил телеграмму в формирующийся 12-й истребительный авиаотряд: СамолетыС-16 в 7-м истребительном авиаотряде оказались негодными по своим качествам . Какие результаты у Вас? Втакомвопросе,по сути, содержался иответ.1(серединемая1916г,все С-16сер. были изъяты из истребительных отрядов, а в июне-сданывЭВК.Ксожалению,архив12-гоистребительного авиаотряда не сохранился,Поэтомупроследитьисториюэксплуатации там аппаратов Nо, 203и211непредставляется возможным, но, видимо, ко времени прихода великок-
боях, Поэтому оценивали С-15сер. там на основе лишь тренировочных полетов. Хотя отзыв из 12-го отряда был не столь резкий, как из 7-го, но он тоже содержалсущественныезамечания,неспособствовавшиевнедрениюС-16сер.вистребительные подразделения. Суть замечаний сводилась в основном к следующему: постоянные забастовки, срывы поставок, использование имеющихся под русой некондиционных материков и поспешность производства и приемки отрицательно сказалисьнакачестве сборки и регулировки, надежности частей и деталей самолета, Нарекания были к пилотажным характеристикамаппарата: из-за плохойрегулировкиС-16сер.имелитенденциюк скольжению на крыло, а также к крену. Много замечанийвызывы синхронизатор пулемета. Наладка еговполевыхусловиях была очень сложна.Синхронизаторприходилосьрегулировать после каждого полета. Во времяполетапрималыхоборотах двигателя нарушалась синхронность ибылислучаипрострела лопастей собственного винта. Простота конструкциисинхронизатора Лаврова, к сожалению,негарантироваланадежности. Главными недостатками С-16сер.летчики-истребителисчитали их сравнительно невысокие скорости полета(120-125,5км/ч; для сравнения; состоящие на вооружении русскойавиацииистребители Ньюпор 17 с двигателемРон-8Ь развивалискорость 150 км/ч и сРон-11Ь --180км/ч,аистребители Моран М имели скорость соответственно 155 км/ч и 177 км/ч) и,особенно,низкуюскороподъемность. На высоту1000м
С-16сер. забирались с экипажем из одного летчика за15-18
мин., вместо обещанных в соответствии с техзаданием 12 мин., т.е. их характеристики были хуже, чем у первых трехопытных образцов (Ко. 154, 155, 156). Самолет с трудом набирал высоту выше 2500 м. При полете с летнабом характеристики