Самолет Сикорский С-16
Страница 4

ГВУ на завод и двигатели Гном. Кроме того, задержка поставок в армию С-16сер. способствовала и изменению взглядовна применение этих машин. В истории С-16 произошло важное событие -- расширилось назначение этого самолета. Если в середине 1915 г. Сикорский маленький, как иногда называли С-16 в войсках, предполагалось использовать в ЭВКвосновномдля тренировок летчиков воздушных кораблей, а такжевкачестве разведчиков при намечаемых налетах Эскадры наопределенные пункты, то к концу этого года наметилосьприменениеихв качестве истребителей на боевых базах длязащитывоздушных кораблей против налетов неприятельскоговоздушногофлота. По новым утвержденным штатам ЭВК веесоставепредполагалось иметь теперь помимо 12 учебных аппаратов школыЭскадры еще по 14 легких самолетов(4истребителя,4разведчикаи 6тренировочных) в составе каждого боевого отряда, числокоторых увеличилось с двух до трех. Подобнобольшинствудругих скаутов, С-16 превращался в классический одноместный истребитель. Он стал, таким образом, первым истребителемотечественной конструкции. Изменение назначениясамолетаС-16 ознаменовалось разработкой для него стационарногобортового вооружения. Одним из главных пропагандистов созданияистребительной авиации в российском воздушномфлотебыллейтенант Г,И. Лавров. В 1915 г. онсделалрядпредложенийпо созданию авиационного вооружения и формированию отрядовистребителей. Осенью этого года им был разработан и построен в мастерских ЭВК образец первого в России синхронизатораили, кактогданазывали,приспособлениядляавтоматической

стрельбы через винт.

Очень простой по конструкции синхронизаторЛавровапоказал при наземных испытаниях достаточную работоспособность ибыл доставлен в декабре 1915 г, на Авиа-Балт, Онпредназначался для установки на переделываемый для морского ведомстваС-16 (о нем см, далее).ГВУ,ознакомившисьссинхронизатором, тотчас заключило с АО РБВЗ контракт на оснащениестроящихся С-16 синхронизаторами Лаврова. СинхронизаторыдляС-16сер. были изготовлены только к 21 марта 1916 г., что также задержало поставку самолетов в войска. Начальник ЭВКгенерал-майор М.В. Шидловский,

остро нуждавшийся в истребителях и потомураздраженныйзадержкой их , приказал в середине января 1916 г. срочнонаправить в боевые отряды построенные в декабреС-16сер.(Nо. 207, 208 и 209), не дожидаясь их официальнойприемки.Первые два самолета попали в Первый боевой отряд в

Зегевольде (Сигулде), а Nо. 209 - в Южный боевой отрядЭВК, базировавшийся в селении Борка-Вельская подТернополем.Их вооружили уже в боевых отрядах. Дежурный генерал приСтавке Верховного Главнокомандующего отправил 21 января 1916г.в ГВУ телеграмму следующего содержания:Необходимопринятие срочных мер к снабжению Эскадрывоздушныхкораблеймалыми аппаратами С-16. Медленность привела к необходимости взять в Эскадру шесть (Ко. 154, 155, 156, 207, 208 и 209.--авт.) таких еще не странных аппаратов, причем два из нихработают на базе Зегевольд и в районе Тернополя и рва состоят вшколе Эскадры для обучения, один (Nо. 154. -- авт.)ужевышел из строя, разбитый бурей, Если неможетбытьорганизована сдачаназаводе,топредоставьте приезду начальнику

Эскадры . Генеральское неудовольствие из Ставукодского ) оказало влияние на ускорение военной приемки. В течение февраля-марта 1916 г. все оставшиеся С-16сер,былипринятыв Петрограде, но на аппаратах Nо, 210, 212 и 213обнаружились поломки в двигателях, что затянуло отправкунафронтэтих аппаратов, а также ремонтируемого послеаварииАвиа-Балтом Nо. 206. Истребители Nо, 214 и 215 были отправлены , вПервый боевой отряд ЭВK в Загевольд 29 марта, Nо. 206 и 212 - в школу ЭВК в Псков 7 апреля, и Nо. 213

-- по тому же адресу 29 апреля. Самолет Nо.210ещедолго оставался на Авиа-Балте и был переделан в модификациюС-16а (о нем см. далее).

ПРИМЕНЕНИЕ С-16сер.

1( началу 1916 г. в Российском Военно-Воздушном Флоте появилась возможность расширить применение С-16 за рамкипотребностей ЭВК. Предшествующий 1915 г. ознаменовалсяпоявлением на фронтах первой мировой войны боевыхсамолетов-истребителей нового класса.Русскиелетчикиразработалиразличные способы переоборудования своих корпусных разведчиков в аппараты, способные вести воздушные бои. Но,безусловно,эти суррогатные истребители не могли статьполноценнымивоздушными бойцами. Поэтому уже с осени 1915 г. интерескомандования легкой авиации был сосредоточеннаразрабатывающихся на Авиа-Балте малых самолетах. Вначале большоевнимание привлекал двухмоторный истребитель С-18, но егодоводка затянулась, и с января 1916 г. все надеждыбылисвязаныс вооруженным С-16. Его рекламе во многом способствоваливосторженные отзывы летчиков ЭВК. Разумеется, срединиходним из самых активных пропагандистов Сикорского-маленького был Г.И. Лавров. Его друзья, летчики легкой авиации, такие как Е.Т. Крутень,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8