Самолет Сикорский С-16
Страница 8

С-16сер. становились совсем плохими.Этобыловызваноне столько перетяжелением конструкции самолетов (на 5% по сравнению с проектом) из-занехваткикачественныхматериалов, сколько пресловутым моторнымголодом--страшнымБичом российской авиации в 1915 г. и первойполовине1916г,В соответствии с техническими условиями по контракту И.И.Сикорский разработал С-16сер. под двигатели Гном или Рон в 80-100 л.с. Хорошие качественные гномов довоенногопроизводства с оптимизированными пор них винтами стоялинапервых опытных С-16 (Nо. 154 и 155), что обусловилоихвыдающиеся для 1915 г. характеристики, НасерийныежеС-16сер. ставились, судя по их заводским номерам,гномы~военного производства. Московский завод Гном долго не могвусловиях военного времени обеспечить качество производства своих изделий. Известно, что гномы, выпущенные в 1915 г., сильно не доставали паспортной мощности. 1(роме того, частьпоставленных на С-16сер. гномов были ремонтными,т.е.уже имевшими изрядный налет и поступившимипослеремонта.Они давали значительно меньше контрактных 80 л.с, Хороший новый двигатель Гон в 80 л.с. французского производстваВеликий князь выделил только 1(.К. Вакуловскому. Наверное поэтому от того не поступило замечанийкхарактеристикамС-1 6сер. Известный деятель Государственной думы И.Ф.Половцев, уделявший большое вниманиеразвитиюотечественногоавиастроения, отмечал в мае 1916 г.: ИстребителиСикорскийNо. 16 при постановке на них моторов 80 сил Гном неудачны, ибо не дают ни быстрого подъема, ни нужнойвысоты,никрутого снижения, так что при встрече с фокерами не могут ниуйти от них, ни догнать. При 90- и 110-сильных моторах Ронэти бипланы бьии хороши в первом своем издании (имеетсяввиду самолет Вакуловского. -- авт.). Установка на С-16сер,недодающих мощности двигателей привела и к другой проблеме, В соответствии с контрактом самолетыизготовлялисьАвиа-Балтом без винтов, которые должно было предоставитьГВУ.Последнее прислало первоначально в феврале 1916 г, винты, оптимизированные для самолета Ньюпор с двигателем Гном.Они оказались неподходящими, и

И.И, Сикорский, в расчетенакачественныемощныероны, попросил военное ведомство заказать на пет-

роградском заводеИнтегралспециальныевинтыдиаметром 2,55 м и шагом 2,15 м. Однако, когда выяснилось, что придется использовать слабые гномы,Сикорскийсрочнопопросил уменьшить шаг до 2,05 м, а затем и ещедо1,80м.Врезультате на С-16сер. использовались воздушные винтыразличного типа с параметрами, невсегдасоответствующимиоптимальным. В мае 1916 г. вместо списанных С-16сер. вистребительныеотрядыпоступилиньюпорыпроизводстварусских авиазаводов. Они не превосходили С-16сер. по надежности конструкции и пилотажным характеристикам, но зато имелилучшие скорость и скороподъемность. С передачей в июле 1916

г. в ЭВК( Nо, 210 ( о нем см. далее) все 18машинС-16из заказа были сданы в действующую армию.Кэтомувременив Эскадре уже успели потерять в различного родапроисшествиях несколько аппаратов. При этом надо отметить, что ни одиниз выходов из строя самолета С-16 не сопровождался гибельюили ранением летчиков. Падение на Nо. 201 Гильшера иКвасникова осталось первым и последним случаемтакогорода,Самолеты выходили из строя в процессе эксплуатации. Их повреждалине столько во время учебных полетов, сколько отнеумелогообслуживания. Например, однажды в 1916 г. ефрейтор Заболотный,

механик

ЭВК, попытался запаятьпротекающийбензобакС-16сер,,не слив томом из него горючее.Врезультатеистребитель,а заодно и стоящий рядом Илья Муромец взлетели на воздух, а незадачливый паяльщик попал вгоспиталь,Большиепотери легких самолетов в ЭВК происходили из-запроносившихсянад аэродромами бурь. Первый С-16 былразбитподобнымобразом еще в январе 1916 г. в Зегевольде, В ноябре 1917 г. бурейв Виннице были разбиты сразу три С-16сер.Прекраснооборудованные мастерские ЭВКобеспечилизавидноедолгожительство Сикорским-маленьким. Один из первых трех опытных С-16эксплуатировался вЭВКвплотьдо1917г.Поврежденныев авиаотрядах Nо. 202 и 205 были быстро отремонтированы иэксплуатировались в ЭВК. Самолет Nо. 202 дожил даже до1918 г. Отлетавшие свой ресурс С-16сер. разбирались назапчасти. Списание С-16сер. за ветхостью и изношенностью началосьс апреля 1917 г., когда в ЭВК были списаны Nо. 204, 205 и 215.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10