Самолет Сикорский С-16
Страница 1

ИСТОРИЯ СОЗДАHИЯ С-16

КонструктористребителяС-16И.И.Сикорский(1889-1972) прославился в годы первой мировой войны созданием флота первых в мире серийных многомоторных аэропланов--гигантских бомбардировщиков Илья Муромец. В это время он построили ряд легких самолетов различных типов, преимущественно истребительного назначения. Однако первые опытные С-16появились на свет не в качестве истребителей. Своим созданием они были обязаны успехам, достигнутым конструктором в разработке легких двухместных разведчиков. Двухместные бипланыС-6Би С-10

И.И. Сикорского вышли победителями на международных конкурсах военных аэропланов, проводившихся русским военным ведомством в 1912 и 1913 гг. Второе место в конкурсе 1913 г.занял также самолет

И.И. Сикорского -- моноплан С-11А. Еслииз-Занедостаточно развитого

И.И.Сикорский (прз представления о потребностях создаваемой военной авиации заказ на С-6Б ограничился всего на всего двумя машинами, то ситуация с закупками самолетов-победителей конкурса 1913 г. Была уже совсем другой. Русское правительство приняло в 1913 г. Большую программу усиления армии, в соответствии с которой планировалось формирование десятков корпусных, крепостных, полевых (армейских) и особого назначения (для кавалерийских корпусов) авиационных отрядов. Главной задачей отрядов предусматривалась разведка. Для маневренных корпусных отрядов предполагалась постройка легких и компактных монопланов, а для стационарных крепостных и полевых -- более тяжелых бипланов. В июне 1914г. Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода (АО РБВЗ), где главным конструктором и управляющим Воздухоплавательного отделения работал И.И.Сикорский, заключило контракт с Главным военно-техническим управлением (ГВУ) Военного министерства на постройку до конца года 45 самолетов(14 бипланов-разведчиков С-10А, 24 моно план а-разведчика С-11А, 2 тренировочных моноплана С-12 и 5 учебных бипланов).Заказ был достаточно крупным для того времени и могбы6быть еще больше, если бы не загруженность отделения серийной постройкой многомоторных муромцев. В то же время свою Большую программу усиления военного флота приняло и Морское министерство Российской империи, в которой большое внимание уделялось и развитию авиации. Предусматривалось создание ряда авиационных станций (без гидроавиации), оснащенных новыми гидросамолетами, в том числе и поплавковыми С-10. Для новых аппаратов необходимо было подготовить новых летчиков, и морское ведомство заключило 1 сентября 1914 г. Контрактс АО РБВЗ на постройку легкого учебного поплавкового биплана Малютке конструкции И.И. Сикорского. Ранее морская авиация в качестве учебного использовала маленький поплавковый самолет С-5А.

Для подготовки же сухопутных летчиков И.И. Сикорский построил биплан С-8 Малютка. Оба самолета были идентичны в основном по конструкции, отличаясь только расположением кресел пилотов. На С-5А они размещались одно за другим, а на С-8 были установлены рядом. По образцу этих, хорошо зарекомендовавших себя, самолетов и предполагалось строить как пять учебных бипланов, заказанных ГВУ, таки учебную Малютку для флота. Однако оба прототипа были построены еще в 1912 г. и уже успели морально устареть.Требоваласьразработкапринципиальноновогоодно-двухместного скоростного учебно-тренировочного пробного биплана. Правление АО РБВЗ, в первую очередь его председатель --выдающийся организатор отечественного машиностроения Михаил Владимирович Шидловский, приняло решение поручить И.И.Сикорскому разработку легкого самолета, соответствующего новым требованиям. Так как главный конструктор был в основном занят созданием тяжелых многомоторных гигантов, наблюдение за постройкой и испытаниями легких самолетов обычно доверяли кому-нибудь из его ближайших соратников, т.е., по современной терминологии, назначали ведущих конструкторов, которые одновременно были и летчиками-испытателями подопечных машин. Таким крестным отцом С-16сталлейтенантИмператорского Российского Военно-Морского Флота Георгий Иванович Лавров, друг детства и верный соратник И.И. Сикорского. Опытный и отважный летчик, он был и талантливым изобретателем, хорошо разбиравшимся в авиационной технике. Главным помощником И.И. Сикорского в проектировании самолетов был его соратник по киевскому обществу воздухоплавания Анатолий Анатольевич Серебренников. Он заведовал техническим бюро Воздухоплавательного отделения АО РБВЗ, Сикорский готовил только эскизы общего вида, компоновку, весовой расчет и эскизы некоторых основных частей нового аппарата, в соответствии с которыми сотрудники, как правило чертежники со средним техническим образованием, делали подробную конструкторскую проработку этих частей и деталей. Исследования по аэродинамике новой машины проводились самим И.И.Сикорским в небольшой опытной лаборатории завода, так и по его заказам под руководством Василия Андриановича Слесарева в крупнейшей в России аэродинамической лаборатории Петербургского политехнического института. Проект С-16 был разработан И.И.Сикорским в октябре 1914 г. В какой-то мере прообразом при проектировании послужил самолет английского конструктора Т.Сопвича Таблоид, прославившийся в то время на международных соревнованиях (в том числе в состязаниях гидросамолетов на кубок Шнейдера) своими прекрасными скоростными характеристиками. Военные ряда стран заинтересовались аппаратами подобного типа, которые предполагали использовать в качестве так называемых кавалерийских, т.е. маленькие скоростные самолетики должны были, подобно конным разведчикам, внезапно появляться в районе расположения противника, проводить необходимые наблюдения и быстро доставлять собранные данные своему командованию. В 1914-1915 гг. в разных странах было построено много самолетов по типу Таблоид. В Великобритании они получили наименование скаутов (разведчиков). Однако из-за малой полезной нагрузки эти маленькие самолеты большого успеха в качестве разведчиков не добились, зато послужили основой для создания целого класса одноместных истребителей-бипланов, просуществовавших в плоть до второй мировой войны. По аналогии с большинством скаутов для С-16 были выбраны общая схема чистого биплана, основные параметры аппарата и компоновка с двумя сидениями пилотов, расположенными в тесной кабинке. Конструкция же частей и деталей С-16 разрабатывалась И.И. Сикорским на основе собственного опыта создания самолетов, в первую очередь легких бипланов С-5А, С-8 и С-10 (последние модификацииС-10отличались от первых С-16 в основном только габаритами).В отличие от Таблоид, поперечное управление на С-16обеспечивалось, как на всех аппаратах Сикорского, элеронами, а не гошированием (перешиванием крыльев), иным было сделано крепление и капотирование двигателя и т.д. Постройка трех опытных самолетов С-16 началась в мастерских (цехах) Воздухоплавательного отделения АО РБВЗ в Петрограде в ноябре1914г, Первый из них, имевший заводской Nо. 154, был готов в январе 1915 г, Российское морское ведомство, заказавшее Малютку и всегда благожелательно относившееся к работам И.И. Сикорского, выделило для самолета двигатель Рож в 80 л.с.и помогло доставить аппарат в Ревель (Таллин), где в то время нес службу Г.И. Лавров. Однако провести немедленно испытания С-16 не удалось. В феврале аэродром был покрыт глубоким снегом, а лыжами самолет оснащен не был.

Страницы: 1 2 3 4 5