А внизу была земляСтраница 61
льно, и уже Хрюкин, пройдя вперед, возвратился, всматриваясь в лицо майора. - Почему саботируешь мое указание? Ждешь подношения на блюдечке? Нет у меня истребителей прикрытия, прямо тебе говорю. Для "пешек" у меня истребителей: сегодня нет. И нечего язык распускать, зарабатывать дешевую популярность. - Не было этого, товарищ генерал! - Было! Было! Поворачиваться надо, соображать, господи, что за темень на мою голову, что за бестолочь! Ожегся на молоке, дует на воду. Нет условий нанести бомбоудар группой, не дают подняться, жгут на взлете - так действуй одиночками. Фронт двести верст, работа одна, на пехоту, другой задачи нет. Наносить удар, не считаясь ни с чем, днем и ночью . - Пикировщики ПЕ-2 ночью не воюют, смею сказать . - Не смеешь! Воюют же! Воюют! При этом командиры шевелят мозгами, ищут, выклеивают кабину изнутри черной фотобумагой, чтобы летчика не слепило, и бомбят с горизонта . За Россию биться надо, биться! Я с вашей мерехлюндией покончу, дух ее вышибу! Сдать дела начальнику штаба! Начальника штаба - ко мне! - Если заслужил . считаю долгом предупредить . через день полка не . - Не будет! Костьми ляжет, а приказ выполнит! Они двигались в потемках к тому месту, где собирались к отъезду люди полка. - Что за народ? Построить! Человек пятнадцать образовали нестройную шеренгу. - Товарищи пикировщики, прикрытия у меня нет, - обратился к строю Хрюкин. - У меня сегодня нет прикрытия для вас, прикрытия для переднего края. В результате мы теряем экипажи, дорогостоящую технику ПЕ-2. Два экипажа за вылет, четыре, как вчера у вас, а то и семь . Тяжело. Всем тяжело. Но если мы сейчас не поддержим с воздуха пехоту, враг ворвется на улицы города, ничего не щадя. Ваш командир - трава, гнется, он снят, пойдет под суд, ибо поймите: пехота изнурена. Ее необходимо поддержать всем возможным и невозможным . Чьи самолеты? - перебил себя Хрюкин, высмотрев на одной линейке с поджарыми "пешками" троицу "горбатых" ИЛ-2. - Залетные, - выдавил из себя Крупенин, Начальник штаба, за которым было послано, не появлялся. - Залетный - гость на свадьбе, или у вас уже отсутствует элементарный порядок? - Самолеты штурмового авиаполка, отбывшего в тыл . не могу знать . - Стоянка ваша? Командир обязан знать, если он командир! - Товарищ генерал, прикрыть пехоту, понятно, а на чем? - спросил Комлев. Обращение летчика было неуставным - из строя, но с такой трезвостью и болью прозвучало в нем главное, нерешенное, что генерал на эту частность не отвлекся. - На этих "горбатых", больше не на чем, - закончил Комлев неожиданное для него самого вмешательство в объяснение двух старших командиров. - То есть? Прикрыть передний край ИЛами? - на лету сформулировал идею Хрюкин. - Летчики, шаг вперед . Из шеренги выступило четверо. - На три самолета четыре кандидата. Сразу получается переизбыток . Что же, отдельные штурмовики бросаются за "юнкерсами", преследуют, не дают им спуску, - рассуждал Хрюкин вслух. - Такие факты на нашем участке отмечены. Одноместный ИЛ1 в роли истребителя . - В тяжелой роли истребителя, - поддакнул Крупенин. - Но ведь нет "спарки"! - сказал Хрюкин, оставляя без внимания реплику майора. - Чтобы сесть на боевой ИЛ, освоить его, нужна "спарка" . Война ставила Комлева в такое положение; нечто подобное в его жизни уже происходило . - Нужен летчик-инструктор, - сказал Комлев. - И "спарка"! - зыркнул в его сторону, в дальний конец шеренги генерал. - "Спарка" не обязательна. Можно без нее, без "спарки". Летчик жить захочет - сядет. Повторялась прошлогодняя история с "девяткой" в Крыму - с той разницей, однако, что штурмовик ИЛ-2, на который он сам напро