Штурмовики над ДнепромСтраница 120
укрепления так мощны, что, казалось, нет такой силы, которая способна поднять людей в атаку . Но вот появляется одна группа "илов" - штурмует, вторая - наносит точный удар по укреплениям на вершине, третья - снова наносит удар . Моя пехота сама, без команды поднимается, гремит могучее "Ура-а". Бросок - и я вижу наше знамя на вершине Сапун-горы, поднятое рядовым Иваном Якуненко . Меня обнимает Ф. И. Толбухин, поздравляет, а я ему говорю: "Товарищ командующий, это "илы" ." Это был один из многих случаев на войне, когда активное участие штурмовиков решало исход боя . .Наш аэродром располагался на территории совхоза "Симферопольский". Отсюда летаем на задание, здесь наш стол и дом. Так уж у летчиков повелось: только сели на новый аэродром, как он становится "своим", "домом". Тянет из последних сил "домой" подбитый штурмовик. "Домой" через отделы кадров пробирается авиатор после госпитального лечения. А дом - это просто площадка в степи, ровное поле, луг с болотами по краям, огороды под селом, лесная опушка, откуда можно взлететь и куда можно сесть. Немало их было, полевых аэродромов, удобных и неудобных. Одни мы успевали обжить, они запомнились боевыми заданиями, с них улетали друзья, и многие из них уже никогда не возвращались на свою стоянку, уходили в бессмертие. Другие аэродромы, мелькнув названием, оставляли о себе лишь скупую запись в летной книжке. Как дом славен хозяйкой, так и аэродром - подразделением, которое его обслуживает, обеспечивает боевую работу авиационной части. Занимались этим батальоны аэродромного обслуживания (БАО). Что греха таить: не всегда летчики воздавали должное их поистине титаническому труду. А от них зависело очень многое: например, своевременный подвоз топлива и боеприпасов для самолетов, доставка запасных частей для поврежденных машин. БАО - это также баня и смена белья, полевая почта и денежный аттестат, кино и ночлег, санчасть и пригодная для полетов взлетно-посадочная полоса. Десятки человек обеспечивали боевые вылеты штурмовика. Вместе с летчиком в бою незримо участвовали мотористы и повара, медсестры и водители бензовозов, официантки и финансисты, специалисты службы горюче-смазочных материалов и боепитания, многие солдаты, сержанты и офицеры, которых летчик мог и не знать в лицо. В авиационном полку о работе батальона и его руководства прежде всего судили по столовой. Нелегко при отступлении и наступлении, при частой смене аэродромов наладить хорошее питание. Летчики в основном ребята молодые, в каждом вылете тратили немало сил и энергии. И питание очень много значило для их боеспособности. Не случайно летная норма считается одной из самых высококалорийных, иначе не справиться летчику с большими перегрузками. Работники аэродромных батальон