Перспективы развития аэрокосмической отрасли УкраиныСтраница 6
Для украинского авиастроения Дубайский авиасалон открыл ряд перспектив для дальнейшего сотрудничества в авиастроительной сфере. В Эмиратах получил неожиданную поддержку проект создания военно-транспортного самолета Ан-70. Во время салона это выразилось в глубоком интересе руководства военного ведомства ОАЭ к самолету. Намерения ОАЭ инвестировать проект создания самолета Ан-70 могут стать серьезным прорывом в реализации программы. Объединенные Арабские Эмираты заявили о своем глубоком интересе к долгосрочному сотрудничеству по программе создания и производства среднего военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. В частности, шейх Мохаммед бин Моссалам заявил, что государственная инвестиционная компания ОАЭ изучит программу создания самолета Ан-70. Шейх предложил руководству "Авианта" предоставить материалы по самолету, в частности, суммы и размеры финансирования проекта. Речь идет о стоимости сертификации самолета, подготовки серийного производства и строительства самолета в Украине. Официальная делегация ОАЭ вскоре посетит Украину и ознакомится с проектами и возможностями А НТК имени Антонова и завода "Авиант". Примечательно, что в данном случае инициатива исходит от арабской стороны, которая высоко оценила характеристики самолета. Глубокий интерес ОАЭ к самолету Ан-70 в будущем может способствовать не только ускорению открытия производства самолетов в Украине, но и реализации долгосрочной программы продаж Ан-70 в Эмиратах. В настоящее время в этой стране есть много авиаперевозчиков, которые предоставляют свои самолеты для выполнения перевозок внутри страны. Но руководство ОАЭ определило свое видение будущего парка самолетов, и Ан-70 займет в нем достойное место.
Поиск страны-инвестора для "семидесятки" длится уже несколько лет. На разных этапах эта роль предлагалась Индии и Китаю. "Вакантное" место третьей стороны в украинско-российском проекте объясняется рядом причин. Для Индии определяющим мнением могла стать позиция российской стороны, как традиционного партнера по военно-техническому сотрудничеству. Но этого так и не случилось. Что до интереса КНР, то недавно Китай заявил о своем интересе к самолету Ан-70, однако с учетом длительного изучения самолета в КНР, серийный выпуск в Украине пришлось бы осуществлять без иностранных партнеров.
О глубоком интересе Ближнего Востока к эксплуатации антоновской техники свидетельствует и предложение, поступившее "Авианту" от министерства обороны ОАЭ об открытии ремонтной базы завода в Дубай. Со своей стороны Эмираты обещают предоставить необходимые площади, места для стоянки воздушных судов. Для "Авианта" это более чем интересное предложение, поскольку наличие базы даст возможность оказывать сервисные услуги по техническому обслуживанию и ремонту самолетов марки «Ан», которые эксплуатируются практически во всех странах Африки, Азии и Ближнего Востока. Киевский завод также получил предложение по эксплуатации в Дубай самолетов Ан-32 и Ан-26. В частности, в парке самолетов киевского завода "Авиант" насчитывается три самолета Ан-32, два - Ан-26 и два - Ан-24.
Не исключено, что антоновскими самолетами в будущем пополнится и парк пакистанской авиатехники. Сейчас "Авиант" изучает предложение ВВС Пакистана о возможности поставки военно-транспортных самолетов Ан-32 в эту страну. Выбор украинских самолетов обусловлен подходящими техническими характеристиками: за более чем 20 лет эксплуатации Ан-32 показал себя как наиболее приспособленный самолет для условий жаркого климата и неподготовленных аэродромов, в том числе и для условий Пакистана. Интерес пакистанской стороны вполне объясним: два года назад руководство пакистанских ВВС остановило свой выбор на турецком транспортном самолете CN-235, однако его закупка не состоялась. Что до украинских самолетов, то первоначально речь может идти о партии из 8 Ан-32 новой постройки.
Участие украинских предприятий в авиационном салоне чрезвычайно важно с точки зрения диверсификации национального экспортного потенциала. Сегодня Украина достаточно динамично развивает торговлю с Объединенными Арабскими Эмиратами, значительное ускорение которой придал визит Президента Украины Леонида Кучмы. За последние три года товарооборот между Украиной и ОАЭ увеличился более чем в 3 раза. Можно добавить, что развитие ближневосточного направления выгодно, в первую очередь, платежеспособностью покупателей, которые, к тому же, отличаются практичностью в выборе партнеров по сотрудничеству.