Перспективы развития аэрокосмической отрасли УкраиныСтраница 5
Нынешний авиасалон стал первым серьезным знакомством ближневосточных стран с современными- самолетами «Ан». Для этого демонстрировались ан-140 и Ан-74ТК-200 производства ХГАПП и модификация Ан-32 для пожаротушения (КиГАЗ "Авиант"). Каждый из них имеет свои преимущества по сравнению с конкурентами не только по стоимости, но и по техническим характеристикам, позволяющим успешную эксплуатацию в условиях жаркого климата.
У каждого из представленных самолетов есть свои перспективы не только в ближневосточных странах, но и на африканском континенте.
На авиасалоне Ле Бурже-2003 ХГАПП подписало соглашение о продаже пяти самолетов ан-140 ливийской авиакомпании "Air Libia". Таким образом, экспортная жизнь у самого молодого антоновского самолета уже началась. Наряду с "Air Libia" интерес к самолету высказали представители и других ливийских авиакомпаний. Кроме того, ОАЭ могли бы выступить в качестве инвестора при закупке ан-140 мусульманскими странами для обновления устаревшего авиапарка гражданских самолетов. С учетом финансовых возможностей Эмиратов, поддерживающих ряд стран арабского мира, в этом нет ничего невозможного.
У харьковских авиастроителей существуют смелые планы по поводу продвижения регионального турбовинтового ан-140 на рынки иностранных государств. В 2005 году Украина намерена стать крупнейшим поставщиком региональных турбовинтовых самолетов на мировой рынок. В настоящее время конкурентами Украины в классе региональных самолетов на 50 пассажирских мест являются компании ATR и Bombardier. Для реализации столь амбициозного заявления, ХГАПП намерен добиться увеличения производственных мощностей за счет работы трех площадок по выпуску самолетов ан-140 - ХГАПП, иранской самолетостроительной компании ХЕСА, самарского авиационного завода "Авиакор". В качестве базового рынка для ан-140 называются Россия, Украина, Казахстан, страны Ближнего Востока и Северной Африки. При этом кризис технического состояния устаревшего парка самолетов уже начался, и к 2005 году проблема обновления региональных самолетов будет требовать быстрого решения. Для этого ХГАПП должен наращивать свои производственные мощности.
Харьковчане делают ставку и на обновление региональных парков транспортных самолетов, предлагая рынку транспортную модификацию самолета Ан-74, Ан-74ТК-200. Традиционными регионами, которые эксплуатировали советские, а теперь украинские транспортники, являются страны Центральной, Северной и Восточной Африки, Ближнего Востока и Азии. Самолеты ан-12, Ан-26, Ан-32 за несколько десятилетий отлично зарекомендовали себя в сложных климатических и погодных условиях, но у всякой техники есть конечные сроки эксплуатации. В настоящее время в мире возрастает интерес к самолету Ан-74ТК-200. О растущем спросе на самолет свидетельствует количество заключенных контрактов и предконтрактных соглашений. А универсальные возможности Ан-74ТК-200 при выполнении специальных, спасательных миссий, его неприхотливость к внешним условиям - все эти качества будут способствовать в ближайшем будущем замене современной авиатехникой устаревших транспортных самолетов - Alenia G222, Dash 5 Buffalo.
Потенциальные конкуренты Ан-74ТК-200 - самолеты Alenia, Lockheed C27J Spartan, CASA CN 235/295 - тихоходны и слишком дороги по сравнению с украинским самолетом. О своем интересе к производству Ан-74ТК-200 уже заявили и российские предприятия. В ближайшее время Омское производственное объединение "Полет" (РФ) подготовит мощности для производства самолета Ан-74ТК-200, которые будут востребованы рынком. Для Харьковского авиазавода презентация транспортника не ограничилась участием в авиасалоне. По окончании Dubai-2003 харьковчане отправились в перелет по странам Африки, самолет будет презентован в нескольких странах, которые ранее уже проявили интерес к его техническим возможностям.
Упорная работа по продвижению на рынок современных украинских самолетов в будущем может принести солидный результат. Уже в 2004 году портфель заказов ХГАПП до 80% будет складываться из экспортных контрактов на постройку самолетов. Для сравнения: в 2003 году предприятие работало на удовлетворение спроса со стороны украинских авиакомпаний. Это не означает, что национальные эксплуатанты не получат новых самолетов в следующем году, но работа с инозакачиком - безусловный приоритет.