Модели и алгоритмы процессов функционирования аэродромных квазидоплеровских автоматических радиопеленгаторовСтраница 6
В этой же главе приведены результаты натурных испытаний автоматических радиопеленгаторов, в которых реализованы предложенные в диссертационной работе алгоритмы и программы, в частности, при предварительных испытаниях автоматического радиопеленгатора DF-2000, проведенных в 2004 году по программе и методикам, разработанным ОАО НИИ «Сапфир» и согласованным федеральным унитарным предприятием “Государственное НИИ «Аэронавигация»”.
Испытания проводились с целью определения соответствия опытного образца автоматического радиопеленгатора DF-2000 «Федеральным авиационным правилам, часть 170 (аэропортов). Сертификация оборудования аэродромов» и типовой конструкции АРП DF-2000 базису, установленному комиссией по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета. По результатам испытаний было принято решение о возможности предъявления опытного образца автоматического радиопеленгатора на сертификационные испытания.
В настоящее время АРП DF-2000 поставляются в эксплуатирующие организации.
В заключении приведены основные результаты, полученные в ходе исследования:
- проведено моделирование процессов функционирования аэродромных квазидоплеровских автоматических радиопеленгаторов;
- проведен анализ и осуществлено разделение задач, решаемых в АРП, на канальные и общеканальные;
- разработаны математические модели обработки пеленгационной информации в АРП и осуществлена их программная реализация;
- разработаны различные варианты алгоритмов и программ обработки пеленгационной информации и проведен их сравнительный анализ;
- разработаны модели и алгоритмы функционирования системы контроля и диагностика АРП;
- проведена практическая проверка корректности функционирования алгоритмов и программ путем их внедрения в эксплуатируемых АРП.
В результате практической реализации работы разработаны и переданы для серийного производства первые отечественные автоматические радиопеленгаторы, использующие программные методы обработки пеленгационной информации, что позволило улучшить такие важнейшие характеристики АРП, как точность пеленгования и быстродействие АРП. При этом сокращение массогабаритных характеристик низкочастотной аппаратуры достигло 4 – 6 раз, сокращение же энергопотребления достигает 3 – 5 раз.
В новых АРП, расширены функциональные характеристики и потребительские свойства АРП. При этом контроль параметров и состояния АРП выполнен программно, что привело к значительному снижению аппаратных затрат, увеличению гибкости и глубины контроля, с повышением его достоверности и точности.
Внедрение программных методов обработки информации в АРП позволили внедрить новые вычислительные методы обработки пеленгационного сигнала, которые невозможно было ранее применять из-за больших аппаратурных затрат, что в значительной степени улучшило все показатели АРП (точность, помехозащищенность, многоканальность и т.д.). При этом, значительно сократился объем материальных затрат на производство АРП и проведение изменений и доработок т.к. в основном все работы сводятся к корректировке программного обеспечения АРП.
В новых экономических условиях для сохранения отечественных АРП на рынке стран СНГ и завоевания новых рынков на международной арене стоит задача обеспечения превосходства технических характеристик отечественных АРП над зарубежными. Одним из путей решения данной задачи является сокращение длительности этапов разработки и испытаний АРП, что в частности обеспечивается путем моделирования процессов функционирования и испытаний АРП.
Кроме того, выбор метода обработки пеленгационной информации оптимального по быстродействию и точности определения пеленга из множества методов также решается путем моделирования.
Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:
I. Статьи опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Аджигитов Д.Р., Дзюба А.П., Мамедов Л.К., Обеспечение работоспособности аэродромных квазидоплеровских автоматических радиопеленгатров (АРП) при сложных условиях размещения // Транспортное дело России.- №10, часть 2. - Москва, 2006. – С. 13-14.