Аэробус (airbus)Страница 7
С не меньшим интересом относится "Боинг" и к азиатским странам, особенно к Китаю, и прилагает немалые усилия для завоевания его рынка. Рынок этот очень емкий: по оценкам экспертов в предстоящие 15-20 лет Китай собирается закупить примерно 1200 гражданских самолетов. Последние сообщения говорят о том, что "Боинг" и здесь близок к успеху. В этом немалая заслуга дипломатов: в порядке кооперации китайские предприятия привлечены к изготовлению узлов для самолетов "Боинга", созданы центры по обучению китайских пилотов, достигнута договоренность об организации сети предприятий по техническому обслуживанию самолетов и снабжению запчастями. В итоге, китайцы, кажется, готовы к заключению масштабной сделки на поставку лайнеров "Боинга".
Жесткое противостояние на мировом рынке заставляет его участников прибегать к неординарным способам конкурентной борьбы. Вот один из примеров. Когда "Боинг" стал испытывать особые трудности с получением заказов, он предложил авиакомпаниям продать ему старые самолеты своего же производства при условии, что они приобретут у него новые. Идя на определенные финансовые потери, компания "убивала двух зайцев": продавала свои самолеты и, одновременно, "уводила" покупателей у конкурента. Когда этот способ доказал свою эффективность, "Боинг" пошел дальше: он согласился покупать даже старые самолеты "Эрбас Индастри" в обмен на продажу своих. Насколько можно понять из сообщений прессы, эта практика также дает неплохие результаты.
События 11 сентября нанесли серьезный удар по пассажирским авиакомпаниям. Оказавшись перед лицом небывалого спада, они аннулировали значительную часть заказов на новые самолеты. Это, в свою очередь, вызвало кризис у производителей гражданских самолетов. "Боинг" был вынужден сократить свои производственные программы. По предварительным данным, уже в первой половине этого года выпуск пассажирских авиалайнеров "Боинга" сократится вдвое, а потери составят почти 20 млрд. долларов (ожидавшийся годовой объем продаж - около 50 млрд долларов). Под угрозой финансового краха "Боинг" объявил об увольнении 30 тыс. рабочих и инженеров заводов, выпускающих гражданские самолеты. Специалисты высказывают мнение, что массовое увольнение работников "Боинга" -единственный осмысленный ход с точки зрения экономики и продолжения конкурентной борьбы (социальный аспект здесь не рассматривается). Он позволит компании сохранить финансовое "здоровье" и в нужный момент быстро восстановить производство.
"Эрбас Индастри", естественно, тоже вынужден сокращать производство и рабочую силу. Но законы в ряде стран Европы ограничивают масштабы увольнений, поэтому увольнять приходится меньшими темпами, чем у "Боинга". Это ведет к избытку рабочих мест и, как следствие, может отрицательно сказаться на финансовом положении консорциума и на его способности выйти из кризиса.
Экономисты едины во мнении, что со временем гражданская авиация, а вместе с ней и авиапромышленность восстановят свои позиции. Но произойдет это не сразу: видимо, не раньше 2005 года. Как бы там ни было, конкурентная борьба между двумя главными соперниками за лидерство не ослабеет, и мы еще станем свидетелями продолжения этой жесткой схватки. Главное же состоит в том, что конкуренция - это не только погоня за прибылями, но и залог постоянного совершенствования самолетов, повышения их качества, надежности и безопасности.