Тренажёрная подготовка будущих пилотов в интегративной системе диагностики и корригирования профессионально важных качествСтраница 4
таком полете) через каждые 20 сек. до высоты на посадке 30м. инструктор фиксирует результаты. Основное условие: перерабатывать дополнительную информацию, не ухудшая качества основной деятельности - в свободное время. Изменяя интервалы считывания можно с успехом формировать важные психофизиологические качества, а увеличивающая "доза" переработанной информации без ошибок и ущерба для основной деятельности будет служить динамикой формирования надежности. Этап полёта в зону предоставляет возможность корригирования эмоционально-волевой устойчивости в сложных ситуациях; широких возможностей к быстрому переключению внимания. С этой целью при ыполнении полета необходимо требовать от пилота доклада показаний "второстепенного" (в данный момент) прибора. Осуществлять это необходимо не ранее 4с полета по данному упражнению и на участках, требующих одновременно высокоординированных действий и сложности пространственной ориентировки, точность выдерживания параметров полета при одновременном считывании дополнительной информации будут являться критерием психофизиологической подготовки к выполнению данного полета. Этап полета в зону по приборам открывает возможность корригирования также и тонкой двигательной координации. Для этого рекомендуется вводить на определенных участках полета отказы.
Наиболее целесообразно:
а) при заходе на посадку – АРК (автоматический радиокомпас);
б) при заходе на посадку – РСШ;
в) на других участках полета – КПП (командно-пилотажный прибор).
Можно вводить отказы и другого характера и на других участках полета. Однако, основнымправилом должно быть: необходимость тонкой двигательной координации при значительной профессиональной загрузке.
Классификация отказов пилотажно-навигационных приборов и систем самолёта научно обоснован в работах Р.Н.Макарова и представляет собой эффективное средство формирования, диагностики и корригирования у будущих пилотов сложных умений в экстремальных условиях деятельности. В соответствии с классификацией отказов (табл.), рекомендуется введение в тренажёрную программу отказа, соответствующего индивидуальным задачам корригирования
профессионально важных качеств обучаемого.
Таблица
Классификация отказов воздушного судна по психологическим признакам и особенностям
Усложнение полётной ситуации введением отказа определённой группы в соответствии с приведённой классификацией позволяет не только обеспечить диагностику и корригирование интересующих профессионально важных качеств, но и активизировать интеллектуальный потенциал обучаемого на построение концептуальной модели образа полёта, способность к чему является одним из ведущих профессионально важных качеств будущих пилотов. Формирование пилотом образа полёта является наиболее сложной и крайне необходимой задачей, так как образ полёта является ключом регуляции и организации поведения пилота в полёте. Образ полёта, не соответствующий действительности – причина ошибочных действий и предпосылка к авиапроисшествию. Выводы и перспективы дальнейших исследований. Методика диагностики и корригирования профессионально важных качеств у будущих пилотов средствами наземной подготовки представляет собой систему упорядоченных компонентов воспитательно- педагогического процесса в интересах успешного овладения курсантом воздушного судна первоначальной подготовки. Тренажёрная подготовка, являясь этапом, предваряющим лётную деятельность, решает задачу окончательного формирования готовности будущего пилота к лётной практике, используя имеющиеся возможности диагностики и корригирования профессионально важных качеств. Применение на этом этапе достижений авиационной педагогики и психологии позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональной надёжности. Предварительные экспериментальные исследования показали высокую эффективность методики диагностики и корригирования профессионально важных качеств у будущих пилотов средствами наземной подготовки. Представляется возможным на основании результатов экспериментальных исследований научно обосновать и разработать профессионально-психологический паспорт будущего пилота, в основу которого положены профессионально важные качества будущего пилота в перманентной динамике процесса профессиональной подготовки.