Тренажёрная подготовка будущих пилотов в интегративной системе диагностики и корригирования профессионально важных качествСтраница 3
Рис. Последовательность профессионально-психологического отбора, диагностики и корригирования профессионально важных качеств при генерализирующем факторе тренажёрной подготовки
Следует отметить, что такая интеграция предусматривает не только последовательную связь – корригирование профессионально важных качеств средствами специальной физической и специальной теоретической подготовок осуществилось в рамках своих тапов и завершилось к началу тренажёрной подготовки – наоборот, специальная физическая и специальная теоретическая подготовки сопровождают тренажёрные занятия, базируясь на данных обратных связей. Как показали исследования, в начале тренажёрной подготовки необходимо произвести повторную диагностику таких профессионально важных качеств, которые невозможно оценить при моделировании лётной деятельности на тренажёре и при выявлении едостаточного уровня развития обеспечить корригирование средствами специальной физической подготовки во временном отрезке второй половины тренажёрной подготовки, параллельно с занятиями на тренажёре. Речь идёт о таких качествах, как устойчивость к перегрузкам, устойчивость к гипоксии, пространственная ориентировка и вестибулярная устойчивость.
Это обусловлено тем, что к завершению этапа тренажёрной подготовки, будущий пилот должен получить «допуск» к реальным полётам, в которых указанные выше профессионально важные качества будут иметь решающее значение для обеспечения профессиональной надёжности - устойчивости знаний, навыков и умений в кстремальных условиях деятельности. Учитывая тот факт, что во временном интервале второй половины этапа тренажёрной подготовки, курсанты-пилоты ориентируются в приборном оборудовании и показаниях приборов воздушного судна, корригирование пространственной ориентировки и вестибулярной устойчивости следует осуществлять путём переработки информации, адекватной лётной деятельности. Например, вестибулярная устойчивость и пространственная риентировка оцениваются выполнением 10 оборотов на стационарном колесе (сначала в одну, потом – в другую сторону) и в то время, когда курсант находится в положении ноги вверху – голова внизу, он должен считать приборную информацию, которая демонстрируется преподавателем на специальном макете прибора (определить курс по навигационно-пилотажному прибору, вертикальную скорость по вариометру и т.д.). Устойчивость к перегрузкам следует орригировать на расстопоренном лопинге (10 оборотов вперёд, 10 оборотов назад, при каждом обороте – в верхней точке поворот на 180º), при этом в верхней точке курсант-пилот должен считать показания прибора, демонстрируемого преподавателем. Устойчивость к гипоксии определяется способностью работать в аэробной зоне, используя как длительные нагрузки (работа более 3-х минут), так и нагрузки с ускорением по 300-400 м, обеспечивая вхождение организма в аэробную зону. Для этой цели можно использовать плавание (с обязательным выдохом под воду), плавание в комплекте № 1. В процессе тренажёрной подготовки необходимо обеспечить диагностику и корригирование таких качеств, как мотивация; эмоциональная устойчивость; скорость и точность зрительных восприятий; распределение, переключение, концентрация и объём внимания; устойчивость внимания; оперативная память и мышление; профессиональный интеллект; способность предвидеть развитие ситуации, конструировать модель образа полёта; критичность мышления, умение производить обработку полученной информации, осуществлять селекцию гипотез; отсутствие напряжённости в полёте; способность действовать в лимите времени; воля, настойчивость к овладению лётным мастерством; смелость, решительность; целеустремлённость; выдержка, уравновешенность; пунктуальность; скромность; выносливость в профессиональной деятельности; координация движений; способность изменять структуру двигательных навыков; подготовленность по специальным предметам (практической аэродинамике, самолётовождению, техническим средствам
обеспечения полёта, авиатехнике). Диагностика вышеперечисленных профессионально важных качеств осуществляется наблюдением инструктора тренажёрной подготовки во время занятий на комплексном тренажёре самолёта при использовании специальной шкалы оценки: «качество требует дополнительного корригирования», «качество сформировано на достаточном уровне». По результатам диагностики профессионально важных качеств выполнением заданий на комплексном тренажёре, формируется индивидуальная программа дальнейших занятий с использованием соответствующих корригирующих упражнений. Возможные варианты таких упражнений разработаны в ходе ряда научных исследований [2, 8, 9, 10, 13] и включают в себя различные дополнительные задания на отдельных этапах тренажёрных полётов. Так, например, на этапе освоения полета по кругу качества эмоциональной устойчивости; распределения, переключения и объема внимания; тонкой двигательной координации; способности оценивать расстояние и скорость корригируются упражнением формирования дополнительных резервов внимания. С этой целью при полете по кругу при вводе "самолета" во второй разворот инструктор дает команду на считывание показаний, например, высотомера (или другого "неустойчивого" прибора при