Тренажёрная подготовка будущих пилотов в интегративной системе диагностики и корригирования профессионально важных качествСтраница 1
Постановка проблемы. Статистика авиационной аварийности свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев «по вине человеческого фактора» имеет место несоответствие уровня состояния профессионально важных качеств лётного состава требованиям эксплуатации воздушных судов [5]. При существовании неуклонной тенденции уменьшения количества претендентов на овладение лётными специальностями, обладающими в нужной мере соответствующими способностями [12], приобретает особую актуальность проблема диагностики и корригирования профессионально важных качеств у будущих пилотов в процессе их профессиональной подготовки.
Анализ последних исследований и публикаций. На протяжении десятилетий проблема диагностики и корригирования профессионально важных качеств будущих пилотов, а также проблема профессиональной реабилитации лётного состава решались в рамках аналитического стиля мышления и практически не были оформлены в виде системы со сложной и специфической иерархией различных средств наземной подготовки: теоретической, физической и тренажёрной [9, 10]. Выполнен целый ряд исследований по отдельным аспектам формирования профессионально важных качеств различными средствами профессиональной подготовки будущих пилотов (А.А. Ворона, Д.В. Гандер, В.В. Козлов, Р.Н. Макаров, В.А. Пономаренко и многие другие). Разработаны методики совершенствования отдельных качеств формирующими возможностями отдельных средств подготовки. Так, результатом диссертационного исследования Е.В.Сурковой стала методика совершенствования пространственных способностей лётного состава [14], Асриян В.Л. исследовала проблему формирования специальных умений у будущих пилотов международных авиалиний на основе межпредметных связей технических дисциплин [1], Зеленская Л.М. разработала методику обучения дисциплине «Безопасность полётов» будущих пилотов в высших учебных заведениях [3]. По тренажёрной подготовке значительный вклад в проблему формирования профессиональной надёжности внесли Е.А. Деревянко, Ю.В. Воронцов, В.Г. Кодола, В.Г.Кузнецов, В.Г.Мыльников, Е.И. Шерышев и многие другие. В то же время указывается [8, 11], что широкие возможности тренажёрной подготовки по диагностике и корригированию профессионально важных качеств используются не достаточно эффективно из-за отсутствия соответствующих методик и имеющей место разобщённости средств наземной подготовки (теоретической, физической, тренажёрной). Постановка задачи. Разработать и научно обосновать структуру и содержание методики диагностики и корригирования у будущих пилотов профессионально важных качеств средствами наземной подготовки в части, касающейся тренажёрной подготовки.
Изложение основного материала. Тренажёрная подготовка является специфическим этапом профессиональной подготовки будущих пилотов. В общем случае тренажёр самолёта 2 представляет собой специализированный комплекс технических средств, моделирующих процесс пилотирования в наземных условиях с высокой степенью подобия [4]. Тренажёр является универсальным средством наземной подготовки лётного состава и служит для решения следующих основных задач: - ознакомление с действиями органами управления летательного аппарата и его систем;
- отработка навыков по оценке обстановки и принятия решения в особых случаях полёта и при выполнении тактических задач;
- отработка навыков действий в особых случаях в полёте;
- отработка навыков действий органами управления по элементам полётных заданий;
- автоматизированная постановка задачи на лётную смену;
- самостоятельная подготовка к полётам;
- групповой контроль готовности к выполнению полётного задания;
- разбор полётов индивидуальный и в составе лётной группы [9]. Эффективность подготовки лётного состава на авиационных тренажёрах определяется следующими положениями:
-на тренажёре проще и безопаснее, чем в полёте, отрабатывать многие операции, многократно их повторяя;
- тренажёры можно эксплуатировать независимо от метеоусловий до 20 часов в сутки;