Особые случаи в полете для спортсменов II-го разрядаСтраница 1
Особые случаи в полете для спортсменов II-го разряда.
Масленников Д.В.
Эта лекция читалась на курсах подготовки пилотов-парапланеристов создаётся как дополнение к общим правилам действий пилотов парапланов в особых случаях при выполнении учебно-тренировочных, соревновательных и др. полетов. Основной материал данной темы ранее описан. В А Тюшиным в Методическом пособии для начальной учебно-летной подготовки спортсменов-парапланеристов (далее пособие) Молодёжного объединения подростковый клуб сверлёгкой авиации Института Атомной Энергии им. И.В.Курчатова «Пульсар», и в другой литературе. В этой лекции затронута большая часть особых случаев, так или иначе коснувшихся моей летной практики. Для начала поставим каждой задаче КУЛПа группу особых случаев наиболее вероятных при выполнении полетов по этой задаче.
Итак,
1 Вынужденная посадка вне посадочной площадки.
2 Попадание в опасные метеоусловия.
3 Попадание в зону спутной турбулентности от впереди летящего аппарата .
4 «Сдувание» аппарата в зону подгорного ротора.
5 Частичное повреждение аппарата в полете.
6 Затягивание в облака.
Задача I (планирующие полёты)
случаи 1,2
Вообще при работе по первой задаче вероятность возникновения ситуаций 2-6 невелика т.к. планирующие полёты непродолжительны по времени и чаще проходят на малой высоте. Однако при недостаточной квалификации пилота или неблагоприятном стечении обстоятельств иногда возникает необходимость посадки на поверхность физически (или аэрологически) непригодную для посадок парапланов (подробнее: пособие п. 3.7). Для предотвращения подобных ситуаций пилот, работающий по индивидуальной программе, перед стартом должен подумать, какие маневры следует совершить в воздухе, чтобы сделать приземление точным и безопасным, выпускающий инструктор изредка контролирует выполнение пилотом этого условия, при необходимости корректирует намеченую траекторию.
Задача II (полеты на парение в потоках обтекания)
случаи 1,2,3,4,5
При работе по второй задаче (особенно при обработке слабого потока обтекания ) пилотам подчас приходиться «прижиматься» к горе и огибать рельеф склона в борьбе за высоту, забывая о естественных или искусственных препятствиях, расположенных ниже на склоне или у подножия. Такие препятствия часто являются источниками роторных зон, распространяющихся вверх по склону (протяженность этих зон зависит от скорости ветра).
Даже если пилот помнит об этой опасности достоверно определить протяженность зоны турбулентности нелегко, обязательное наличие склона и боковая составляющая ветра ( которая, увы, часто имеет место) позволяют роторам перемещаться в «трех» измерениях. Итак «выскребающиеся» пилоты рискуют попасть в ситуацию 2 ,а затем, вследствие потери высоты, (а ведь её иногда всего метра 2-6 над рельефом склона) в ситуацию 1 (вынужденная
посадка), причем вряд ли посадка произойдет против ветра и при целом куполе (у пилота нет времени на расправления и маневры), следовательно, скорость встречи с землей (камнями, кустами) будет выше обычной. По сему при выполнении полетов: а) Помнить об источниках турбулентности и боковом ветре б) На малой высоте, особенно при прохождении роторных зон, принимать вертикальное положение в подвеске, держа ноги чуть согнутыми на случай жёсткой посадки, при первых проявлениях нестабильности купола отойти от склона. При выполнении групповых полетов в ДВП опасность попадания в зону спутной турбулентности, очевидно, прямо пропорциональна количеству ЛА в зоне парения и обратно пропорциональна ширине ДВП (без учета квалификации пилотов). При выполнении правого галса и поворота пилоты должны особенно внимательно контролировать обстановку, т к «спутки» от аппаратов, следующих левым галсом, часто пересекают их путь. Следует помнить, что в ДВП спутная струя сносится с ветром к горе и немного вверх. Действия при попадании в зону спутной турбулентности аналогичны действиям в любой турбулентной зоне. При наличии за склоном подгорного ротора (если для полетов используется холм или гора ) для пилотов выполняющих парящие полеты в потоках обтекания становится актуальной проблема сдувания в зону подгорного ротора при усилении ветра. Это один из тех случаев, которые очень важно вовремя диагностировать, не будет лишним даже начать бороться со сдуванием, когда параплан ещё «протыкает» ветер. «Парители» со стажем ходят в ДВП с доворотом на ветер, контролируя свою траекторию, новички часто не думают о сносе, с каждым галсом приближаются к склону, летая перпендикулярно общему направлению ветра, и, в конце концов, совершают посадку на склон или вершину иногда в полной уверенности, что их «сдувало», следовательно: точно диагностировать «сдувание» можно только развернувшись строго против общего направления ветра, если в таком положении параплан не летит вперед (относительно земли) значит, настала пора активно действовать