Коммерческая деятельность на воздушном транспорте и сервисное обслуживание потребителей грузовых перевозокСтраница 5
Нормативно-правовые документы, регламентирующие сервис на воздушном транспорте
При внутренних воздушных перевозках первоисточником и главным документом является Воздушный Кодекс. На международных воздушных линиях: конвенции, соглашения, решения международных организаций по гражданской авиации.
12 октября 1929 года была принята Варшавская конвенция по ГА, которая определила правила международных перевозок всех видов коммерческой загрузки, установила меру ответственности перевозчика перед клиентами. Принятый в 1955 году Гаагский протокол удвоил ответственность перевозчика, установленную Варшавской конвенцией.
4 ноября 2003 года вступила в силу Монреальская конвенцию, которая заменит систему Варшавской конвенции. Основной особенностью нового правового документа является концепция неограниченной ответственности. В то время как Варшавская конвенция устанавливает предел ответственности в случае смерти или телесного повреждения пассажиров на уровне 125000 золотых франков (приблизительно 8300 долл. США), Монреальская конвенция вводит двухуровневую систему. Первый уровень означает объективную ответственность в размере до 100000 специальных прав заимствования (СПЗ) (около 135000 долл. США) независимо от вины перевозчика. Второй уровень основывается на презумпции вины перевозчика и не предусматривает ограничения ответственности. Монреальская конвенция также включает следующие элементы:
* в случае авиационного происшествия авиаперевозчики призваны незамедлительно производить предварительные выплаты для оказания помощи управомочным лицам в удовлетворении их неотложных материальных потребностей; суммы таких предварительных выплат определяются национальным законодательством и учитываются при окончательном урегулировании иска;
* авиаперевозчики должны представлять доказательства наличия договоров страхования, гарантирующих получение финансовых средств для целей компенсации;
* содействие при возмещении вреда без необходимости длительного судебного процесса;
* иск о возмещении вреда в связи со смертью или повреждением пассажира может предъявляется в стране, в которой пассажир на момент происшествия имел свое основное и постоянное место жительства, при соблюдении некоторых условий; и
* упрощение и модернизация документации, касающейся пассажиров, багажа и груза.
Соглашения бывают многосторонние и двусторонние (между двумя странами или авиакомпаниями). Соглашения не должны противоречить международным конвенциям. Правомочными считают те соглашения, которые направлены в сторону пассажира и не ущемляют их права.
Международными организациями по ГА являются ICAO (в неё входят страны-участники международных воздушных перевозок) и IATA (объединяет авиакомпании, выполняющие международные перевозки). Основная цель деятельности ICAO-удовлетворение потребностей населения планеты в надёжном, безопасном, регулярном и экономичном воздушном транспорте. IATA разработала и внедрила единые международные правила, единую коммерческую (перевозочную) документацию (например, формы пассажирских билетов, единые международные авиатарифы для всех авиакомпаний).
Виды перевозок в транспортной системе и их характеристики
Вид маршрута является одним из показателей, влияющих на стоимость перевозки. Также на стоимость перевозки влияют категория пассажира и класс обслуживания. Различают следующие виды перевозок:
1. перевозка “туда”-перевозка в одну сторону независимо от количества промежуточных аэропортов
2. перевозка “туда и обратно”
3. круговой маршрут-перевозка, при которой аэропорт отправления совпадает с аэропортом назначения независимо от количества промежуточных аэропортов
4. круговой незамкнутый маршрут-перевозка, при которой аэропорт отправления не совпадает с аэропортом назначения, но они находятся в одной стране
5. маршрут с отклонением в сторону
Структура и тенденции развития различных видов услуг на транспорте
Структура услуг включает в себя обязательные и необязательные виды услуг, платные и бесплатные услуги и услуги, не связанные с авиационной деятельностью авиапредприятия.