Структура и алгоритмы работы спутниковых радионавигационных системСтраница 27
Погрешности, вносимые приемоиндикатором СРНС
К дальномерным погрешностям, обусловленным аппаратурой потребителя, относят погрешности слежения за моментом прихода (временного положения) сигнала спутника, при этом основной вклад вносят шумовые и динамические погрешности схем слежения.
Шумовая и динамическая погрешности. Типовая некогерентная схема слежения за задержкой, использующая огибающую спутникового сигнала (двоичную псевдослучайную последовательность), может характеризоваться шумовой погрешностью с СКО [1.1, 1.4, 7.5, 7.8]
Суммарное значение аппаратурной составляющей дальномерной погрешности .
Способы уменьшения погрешностей. Ряд составляющих дальномерной погрешности, входящих в (7.1), в течение ограниченного интервала времени можно считать общими (коррелированными) для потребителей СРНС, расположенных в обширных районах рабочей зоны (районах пространственно-временной корреляции погрешностей). Поэтому, определив эти данные в произвольной точке указанного района, можно использовать их в течение времени корреляции для коррекции дальномерных измерений в других точках.
Такой способ навигационных измерений в СРНС называют дифференциальным, и он имеет много разновидностей.
Погрешность дальномерных измерений в дифференциальных режимах СРНСсущественно зависит от пространственного разноса потребителей и временного интервала между моментами расчета поправки и ее использования. В лучшем случае она может уменьшаться с обычным режимом работы СРНС от нескольких до десятков раз. При типовых погрешностях эфемерид (например СРНС GPS) 10 м и удаления точек измерения D < 30 км и D < 2000 км использование дифференциального режима снижает погрешности измерений до значений не более 1,5 см и 1 м соответственно. Такие значения существенно меньше аппаратурных погрешностей и погрешностей, возникающих при распространении радиоволн.
Реализация в приемоиндикаторах СРНС фазовых методов измерений, отличающихся высокой точностью, позволяет достигнуть качественно нового уровня навигационного обеспечения потребителей. Основная проблема при фазовых измерениях — их неоднозначность. Уменьшить ее влияние, а в ряде случаев и устранить, можно при использовании избыточных измерений.Номинальная точность определения пространственно-временных координат (ПВК) получается на основе однократных измерений псевдодальностей до четырех НС. Повышение точности достигается также статистической обработкой результатов навигационных определений и (или) измерений дополнительных радионавигационных параметров. В неподвижном ПИ можно усреднять получаемые координаты по конечному объему выборки или рекуррентно.
Геометрический фактор в СРНС
Геометрический фактор характеризует влияние взаимного расположения НС и потребителя на точность навигационных определений в СРНС, т.е. погрешности определения первичных и вторичных навигационных параметров зависят от геометрии взаимного расположения НС и потребителя. Таким образом, важным условием достижения высокой точности навигационных определений в СРНС является такое взаимное пространственное расположение рабочего созвездия НС и потребителя, при котором обеспечивается требуемая точность ПВК при заданном уровне погрешностей измерения псевдодалыюстей. На этом выводе основывается концепция коэффициента геометрии Кг, являющегося мерой уменьшении точности навигационных определений в СРНС из-за особенностей пространственного расположения НС и потребителя (GDOP — геометрический фактор ухудшения местоопределения).
При выборе орбитальных параметров НС на этапе разработки подсистемы НС, а также выбора рабочего созвездия, Кг является основным критерием. Коэффициент геометрии Кг может быть представлен в виде
где , - пространственный (PDOP) и временной (TDOP) коэффициенты.