Особенности международного космического праваСтраница 22
Соглашение обязывает государства информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН об обнаружении на своей территории или на территории, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, иностранного космического объекта или его составных частей. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство принимает такие меры, «которые оно сочтет практически осуществимыми», для спасания этого объекта и его составных частей. Объекты, запущенные в космос, или их составные части по просьбе властей, осуществивших запуск, возвращаются представителям этих властей, которые, по требованию, должны до их возвращения представить опознавательные данные. Характер таких опознавательных данных не уточняется в действующих соглашениях по международному космическому праву. Государство, на территории которого обнаружен иностранный космический объект, само решает вопрос о том, будет ли оно самостоятельно проводить поиск и спасание этого объекта или обратится за помощью к запустившему этот объект государству. В отношении объектов, которые не являются «опасными или вредными по своему характеру», не существует обязательства государства, запустившего космический объект, в любом случае оказывать такую помощь. Если же объект, приземлившийся на зарубежной территории, может причинить вред, запустившее этот объект государство обязано в соответствии с обращенной к нему просьбой незамедлительно принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда. Эти меры принимаются под руководством и контролем государства, которому принадлежит данная территория.
При разработке Соглашения о спасании в ООН длительное время обсуждался вопрос о том, обязано ли государство возвращать любой иностранный космический объект, в том числе и тот, который использовался для деятельности, несовместимой с международным правом. Прямого ответа на этот вопрос в соглашении не содержится. По мнению многих юристов-международников, к такого рода космическим объектам положения Соглашения о спасании неприменимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое значение для развития международного сотрудничества в освоении космоса имеют конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.
В работе конференций принимало участие большинство государств — членов ООН. Так, во II конференции по космосу участвовали представители 94 государств и нескольких десятков международных организаций.
Задачи конференций заключались в анализе состояния, определении перспектив и путей совершенствования сотрудничества в освоении космоса и использовании достижений космической науки и техники в интересах прогресса всего человечества с учетом особых нужд развивающихся стран.
Так, Генеральная Ассамблея ООН определила в качестве целей I конференции по космосу
а) рассмотрение практической пользы от космических исследований на основе научно-технических достижений и того, в какой степени государства, не ведущие космических исследований, особенно развивающиеся страны, могут извлечь из этого пользу, в особенности в смысле образования и развития;
б) изучение возможностей, которые имеются у государств, не ведущих космических исследований, для международного сотрудничества и деятельности, связанной с космическим пространством, принимая во внимание ту роль, которую может играть Организация Объединенных Наций
Основной круг вопросов, которые рассматривались на конференциях, касался расширения сотрудничества в мирных целях в области связи и навигации, метеорологии и изучения природных ресурсов Земли с помощью спутников, космических биологии и медицины.
И на I конференции, и особенно на II конференции ярко проявилось растущее беспокойство в связи с возрастанием угрозы милитаризации космоса со стороны агрессивных кругов США и западноевропейских государств.