Особенности международного космического права
Страница 22

Соглашение обязывает государства информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН об об­наружении на своей территории или на территории, не находя­щейся под юрисдикцией какого-либо государства, иностранного космического объекта или его составных частей. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство принимает такие меры, «которые оно сочтет практически осуществимыми», для спасания этого объекта и его составных частей. Объекты, за­пущенные в космос, или их составные части по просьбе властей, осуществивших запуск, возвращаются представителям этих властей, которые, по требованию, должны до их возвращения представить опознавательные данные. Характер таких опозна­вательных данных не уточняется в действующих соглашениях по международному космическому праву. Государство, на терри­тории которого обнаружен иностранный космический объект, само решает вопрос о том, будет ли оно самостоятельно прово­дить поиск и спасание этого объекта или обратится за помощью к запустившему этот объект государству. В отношении объек­тов, которые не являются «опасными или вредными по своему характеру», не существует обязательства государства, запустив­шего космический объект, в любом случае оказывать такую помощь. Если же объект, приземлившийся на зарубежной территории, может причинить вред, запустившее этот объект госу­дарство обязано в соответствии с обращенной к нему просьбой незамедлительно принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда. Эти меры принимаются под руководством и контролем государства, которому принад­лежит данная территория.

При разработке Соглашения о спасании в ООН длительное время обсуждался вопрос о том, обязано ли государство воз­вращать любой иностранный космический объект, в том числе и тот, который использовался для деятельности, несовместимой с международным правом. Прямого ответа на этот вопрос в со­глашении не содержится. По мнению многих юристов-между­народников, к такого рода космическим объектам положения Соглашения о спасании неприменимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое значение для развития международного сотрудни­чества в освоении космоса имеют конференции ООН по иссле­дованию и использованию космического пространства в мирных целях.

В работе конференций принимало участие большинство го­сударств — членов ООН. Так, во II конференции по космосу участвовали представители 94 государств и нескольких десят­ков международных организаций.

Задачи конференций заключались в анализе состояния, оп­ределении перспектив и путей совершенствования сотрудниче­ства в освоении космоса и использовании достижений косми­ческой науки и техники в интересах прогресса всего челове­чества с учетом особых нужд развивающихся стран.

Так, Генеральная Ассамблея ООН определила в качестве це­лей I конференции по космосу

а) рассмотрение практической пользы от космических исследований на основе научно-техничес­ких достижений и того, в какой степени государства, не веду­щие космических исследований, особенно развивающиеся стра­ны, могут извлечь из этого пользу, в особенности в смысле образования и развития;

б) изучение возможностей, которые имеются у государств, не ведущих космических исследований, для международного сотрудничества и деятельности, связанной с космическим пространством, принимая во внимание ту роль, ко­торую может играть Организация Объединенных Наций

Основной круг вопросов, которые рассматривались на кон­ференциях, касался расширения сотрудничества в мирных це­лях в области связи и навигации, метеорологии и изучения при­родных ресурсов Земли с помощью спутников, космических биологии и медицины.

И на I конференции, и особенно на II конференции ярко проявилось растущее беспокойство в связи с возрастанием угро­зы милитаризации космоса со стороны агрессивных кругов США и западноевропейских государств.

Страницы: 18 19 20 21 22