Орбитальные станцииСтраница 8
С таким предложением НПО "Энергия" и вышло в МОМ. Однако КБ "Салют" вышло с альтернативным предложением: использовать в качестве исследовательских модулей корабли ТКС. По мнению руководства НПО "Энергия" (В.П. Глушко, Ю.П. Семенов), такое решение было бы неправильным, так как эти корабли сложны и трудоемки в изготовлении. Возникали большие сомнения в том, что они могут быть изготовлены к планируемому запуску станции. Так впоследствии и оказалось. Они не были готовы не только к первому году полета станции (как планировалось), их изготовление растянулось на многие годы (третий из четырех модулей "Спектр" был запущен только на девятый год полета станции "Мир"). Это не позволило использовать в полной мере возможности станции.
Тем не менее, НТС МОМ в целях использования уже созданного задела по станции "Алмаз" принял решение поддержать предложение КБ "Салют", и работа над исследовательскими модулями началась. В программу станции "Мир" были введены модули: для дооснащения станции (77КСД). Технологический (77КСТ), для работ по так называемой программе "Октант" - исследование спектральных характеристик поверхности Земли в интересах Министерства обороны (77КСО) и для исследования ресурсов Земли (77КСИ). Впоследствии эти модули будут названы соответственно "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа". Незадолго до этого принимается решение о переориентации модуля 37КЭ на программу "Мир". Модуль 37КЭ в дальнейшем стал первым исследовательским модулем новой станции (модуль "Квант"). Но главное внимание всех было приковано к подготовке базового блока.
Для эффективного решения вопросов были созданы Межведомственная оперативная группа, которая не реже двух раз в месяц анализировала обеспечение своевременной поставки комплектующих от смежных организаций, и оперативно-техническое руководство, которое еженедельно рассматривало и принимало технические решения. Это позволило уже в 1984 году изготовить макет для статических испытаний, после завершения, которых корпус его был использован для изготовления еще двух экспериментальных макетов. В августе 1984 года изготовлено полноразмерное изделие с установленными габаритно-массовыми макетами систем и передано на динамические испытания в ЦНИИМАШ.
Серьезный вопрос возник, когда была выпущена конструкторская документация по бортовой кабельной сети. Масса кабелей оказалась выше, чем закладывалось в проектной документации, почти на тонну. И мероприятия по компенсации пришлось проводить, когда изделие уже находилось на сборке, что существенно осложняло работы. Если бы прогноз по массе кабелей был сделан раньше, те же мероприятия проводить было бы гораздо легче. За ошибки в прогнозе массы кабелей начальника проектного отдела 171 Л.А. Горшкова временно освободили от занимаемой должности. Основные мероприятия по обеспечению баланса массы сводились к снятию части оборудования, которое в дальнейшем доставлялось на борт с помощью грузовых кораблей. Очень осложнило работы по станции опаздывание математического обеспечения системы управления с использованием БЦВМ "Салют-5Б". И, в конце концов, было принято решение: в начале полета использовать для управления контур БЦВМ "Аргон", а в процессе полета по готовности математического обеспечения доставить на борт БЦВМ "Салют-5Б".
ИСПЫТАНИЯ И ЗАПУСК (1985 – 1986гг.)
В декабре 1985 года был собран и передан на ЗЭМ комплексный стенд для отработки и электроиспытаний бортовых систем базового блока. Включение комплексного стенда проведено в марте 1985 года после завершения монтажа и отладки наземного испытательного оборудования. Комплексный стенд был предусмотрен на этой станции впервые. Это полноразмерное изделие, выполненное по штатным чертежам. Именно на нем и была проведена проверка и выявление всех ошибок в схемах.