Орбитальные станцииСтраница 5
Стоит еще упомянуть необычный космический костюм “Чибис”, надев который космонавты “обманывали” невесомость. Как известно, на Земле сердце гонит кровь к голове, а вниз она опускается за счет силы тяжести. В условиях невесомости тяжести нет, и кровь приливает к голове, что вызывает весьма неприятные ощущения. Костюм “Чибис” имеет собранные в гармошку штаны и плотно прилегающий к телу пояс. Специальный компрессор выкачивает воздух из штанов и создает внутри них пониженное давление, что заставляет кровь отливать от головы к нижней половине тела.
Роль вычислительной техники на станциях “Салют” очень велика. Так, например, на “Салюте-5” работала электронно-вычислительная машина, руководящая работой всех приборов станции без участия экипажа. Еще раз напомним, что все станции серии “Салют” могут работать как в пилотируемом, так и в автоматическом режиме.
Событием в космонавтике стал запуск на орбиту в 1977 году космической станции “Салют-6”. В отличие от своих предшественниц
эта станция имеет два стыковочных узла, благодаря которым удалось создать на орбите сооружение из трех аппаратов – двух кораблей “Союз” или, скажем, корабля “Союз” и “Прогресс” и находящейся между ними станции.
Любопытны некоторые детали.
За центральным постом управления “Салют-6” - столовая. Две откидные крышки образуют обеденный стол. Тут же рядом – подогреватели для пищи, а к столу подведена горячая и холодная вода.
Для физических упражнений – уже знакомые нам “бегущая дорожка” и велоэргометр, который укреплялся на “потолке”! Новшеством на “Салюте” была баня.
На “Салюте-6” установлен видеомагнитофон, на котором можно в свободную минуту посмотреть интересные кинофильмы, телевизор, позволивший впервые видеть прямые передачи с Земли.
Два стыковочных узла “Салюта-6” - важные детали конструкции. Если, например, окажется неисправным один стыковочный узел, можно воспользоваться другим. В случае, скажем, пробоя метеором корабля “Союз”, пристыкованного к станции, для возвращения космонавтов на Землю можно послать к “Салюту” другой “Союз”, “Салют-6” может принимать два корабля одновременно.
Чем дольше работает на станции ее экипаж, тем больше он тратит кислорода, топлива для двигателей и другие полезные материалы. Наступает момент, когда расходы должны быть как-то восполнены. На “Салюте-6” это было сделано с помощью автоматических грузовых транспортных кораблей “Прогресс”.
Внешне “Прогресс” похож на “Союз”, основа которого и была использована при конструировании грузового корабля. Все, что в “Союзе” предназначено для космонавтов и их жизнеобеспечения, на “Прогрессе”, естественно, отсутствует. Основной отсек этого корабля – грузовой, имеющий объем 6,6 кубических метров. В нем можно разместить 1300 килограмм сухих грузов и около тонны топлива для двигателей. Грузовой корабль снабжен разными автоматами, которые по радиокоманде с Земли осуществляли сближение со станцией “Салют” и стыковку с ней.
“Прогрессы” доставляли на “Салют-6” пищу для космонавтов, топливо для двигателей, запасы воздуха и многое другое, в чем нуждались космонавты. В свою очередь обитатели станции грузили его всем ненужным и отработанным, что накопилось на станции. Выполнив роль мусороочистителя, “Прогресс” отстыковался от “Салюта-6” и с помощью своих бортовых двигателей направлялся к Земле. По программе не сгоревшие в атмосфере остатки корабля должны быть затоплены в пустынном районе Тихого океана.
17 июня 1987 года корабль “Союз-29” с космонавтами В. В. Коваленко и А. С. Иванченковым на борту пристыковался к временно пустовавшему “Салюту-6”. Начался героический, длительный космический орбитальный полет, продолжавшийся 140 суток! Для обеспечения нормальной работы космонавтов к орбитальному комплексу “Союз-29” - “Салют-6” были посланы последовательно три грузовых корабля: “Прогресс-2”, “Прогресс-3”, “Прогресс-4”. Они доставили на комплекс топливо, аппаратуру, расходуемые материалы и все необходимое для нормальной жизнедеятельности космонавтов. Без грузовых космических кораблей длительный 140-суточный полет был бы невозможен. Работа “Прогрессов” уменьшает расходы, обеспечивает активную работу долговременных крупных космических станций.