Орбитальные станцииСтраница 3
Корабли серии “Союз” - очень сложные и многоцелевые инженерные сооружения. Программа “Союз” начала выполняться еще в апреле 1967 года.
В январе 1969 года произошло важнейшее событие в мировой истории космонавтики: космические корабли “Союз-4” и “Союз-5” состыковались в космосе, образовав первую экспериментальную орбитальную станцию. В экипаж станции входили: В. Шаталов, А. Елисеев от “Союза-4” и Б. Волынов, Е. Хрунов от “Союза-5”.
Станция обращалась вокруг Земли почти по круговой орбите на средней высоте 215 километров. После стыковки Елисеев и Хрунов в скафандрах с автономными системами жизнеобеспечения совершили выход в открытый космос и впервые перешли из одного корабля в другой. В полете кораблей “Союз” и на образованной ими орбитальной станции постоянно велись различные научные наблюдения, что, впрочем, делается при каждом космическом полете.
Четыре с половиной часа работала в космосе первая орбитальная станция, после чего космические корабли расстыковались и возвратились на Землю.
В 1970 году А. Николаев и В. Севастьянов на корабле “Союз-9” осуществили рекордный по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли. По тем временам 18 суток было очень много, притом, что техника была не приспособлена, на должном уровне, для таких полетов. Этот полет доказал, что пребывание в космосе (если применять средства для укрепления мышц, так как мышцы в невесомости расслабляются и теряют свою упругость) может быть достаточно длительным.
Возникла новая более трудная задача: создание особых, специально оборудованных долговременных орбитальных станций.
“САЛЮТЫ” НА ОРБИТАХ
Когда осенью 1975 года взволнованный мир следил за полетом крошечного первого искусственного спутника Земли, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что спустя всего четырнадцать лет на околоземной орбите появится просторный космический дом, где смогут жить и работать сразу несколько космонавтов.
В апреле 1971 года в космосе появилась первая в мире советская долговременная орбитальная станция “Салют”.
Во Всероссийском Выставочном Центре в Москве каждый посетитель павильона “Космос” может не только осмотреть снаружи точную копию станции серии “Салют”, но и побывать внутри ее, на несколько минут почувствовать себя космонавтом.
И размеры станции, и внутренний комфорт ее помещений, и сложность ее оборудования – все вызывает восхищение и чувство глубокого уважения к советским ученым и инженерам, создавшим ее.
Воспользовавшись рисунком (на следующей странице) попробуем разобраться в особенностях первой орбитальной космической станции “Салют”.
Сама по себе эта станция не может ни взлететь, ни совершить посадку. Ее выводят на околоземную орбиту, как огромный спутник. Однако в отличие от обычных спутников станция “Салют” может работать не только в автоматическом, но и в пилотируемом режиме. На рисунке изображены орбитальная станция “Салют” и состыкованный с ней пилотируемый корабль “Союз”.
Коротко о внешних характеристиках этого комплекса. Общая масса системы “Салют” - “Союз” - 25,6 тонн. Причем на долю станции “Салют”
приходится почти 19 тонн. Уже на первом из “Салютов” масса научных приборов составляла 1,2 тонны, а на последующих станциях этот груз был больше.
В стыкованном состоянии система “Салют” - “Союз” достигает в длину 23 метра, причем на долю орбитального блока (то есть станции) приходится 16 метров. В самой широкой своей части “Салют” имеет поперечник 4,15 метра, а при раскрытых солнечных батареях – 11 метров. Площадь солнечных батарей – 63 квадратных метра. Но особенно поражает общий объем внутренних помещений станции – около 100 кубических метров!
Станция “Салют” разделена на три отсека. Самый левый (на рисунке) и узкий из них – переходной. Длина этого цилиндра 3 метра, диаметр 2 метра. В его состав входит стыковочный узел, через который и космонавты и грузы могут попасть из корабля на станцию.