Поле, мачта и диспетчер

В России созданием дирижаблей занимаются воздухоплавательное НПО «РосАэроСистемы», компания «Аэростатика» и сотрудники Московского инженерного университета. Самый маленький отечественный грузовой дирижабль МД-900, проект которого разработан НПО «РосАэроСистемы», по своей грузоподъемности — три тонны — сопоставим с транспортным вертолетом Ми-8, который сегодня широко используется в отдаленных необжитых районах. С ним и сравним.

Дальность полета вертолета при наличии дополнительных топливных баков — не более тысячи километров, для дирижабля этот показатель превышает четыре тысячи. Вертолет может находиться в воздухе четыре-шесть часов, дирижабль — трое суток. Крейсерская скорость вертолета — 250 км/ч, а дирижабля — 130 км/ч. Однако если вертолет несет груз на внешней подвеске, его преимущество в скорости пропадает.

Топлива дирижаблю требуется в 12−15 раз меньше, чем «вертушке». Себестоимость летного часа дирижабля, по словам специалистов, составляет 150−200 долларов, а часа полета на вертолете — от 400 до 1000 долларов (в зависимости от того, закладываются в эту цифру средства на амортизацию машины или ее эксплуатируют на износ по принципу «выжать все, что можно, и выбросить»).

Теперь о стоимости самих летательных аппаратов. Серийный МД-900, по утверждению разработчиков, будет стоить порядка 1,5 млн долларов, а Ми-8 можно купить на заводе за 2−3 млн. Частные компании в большинстве случаев используют вертолеты не потому, что это экономически целесообразно, а потому, что выбирать не из чего — замены этому виду транспорта нет. Покупают «вертушки», как правило, не с заводского конвейера, а у военных, всего за 400−500 тыс. долларов, правда, уже изрядно «поношенные».

Наконец, еще один важный момент — безопасность полета. Сбои в работе двигателя вертолета в большинстве случаев приводят к падению машины; дирижабль же, хотя бы и перегруженный, даже при отказе обоих двигателей гарантированно совершит мягкую посадку, при которой люди не погибнут, а груз не пострадает. Специалисты утверждают, что дирижабль не теряет устойчивость даже в нештатных ситуациях и уж тем более не переворачивается — такова особенность этого летательного аппарата. Другой его плюс — дирижаблем может управлять пилот с минимальными летными навыками, тогда как для вертолета требуются летчики высокой квалификации.

В дальнейшем появятся дирижабли грузоподъемностью 200 и более тонн (для сравнения: грузоподъемность транспортного самолета Ан-124−100 «Руслан» — 120−160 тонн).

По сравнению с другими видами транспорта у дирижабля есть еще два существенных преимущества. Во-первых, дирижабль способен доставлять крупногабаритные грузы непосредственно от ворот заводского цеха до пункта назначения без пересадок, перегрузочных кранов, демонтажа опор ЛЭП, разбора мостов и углубления русла рек по всему пути следования крупногабаритного оборудования. Во-вторых, в отличие от грузового самолета, который может летать только туда, где есть оборудованные всем необходимым аэродромы, способные принять тяжелый «транспортник», дирижаблю для посадки нужно лишь небольшое поле, причальная мачта и диспетчер с минимальным набором навигационных приборов.

Таким образом, в своей нише — то есть в тех случаях, когда нет необходимости в срочной переброске грузов или людей и в пункте назначения отсутствует наземная аэродромная инфраструктура, — у дирижаблей фактически нет конкурентов.
 

Смотрите также

Приборное оборудование
Приборное оборудование установлено на приборной доске и включает в себя: • пилотажнонавигационное оборудование; • приборы контроля двигателя. Пилотажнонавигационное оборудование состо ...

Баллистическая ракета Притхви
"Притхви" первая Индийская баллистическая ракета, данная разработка является не самой удачной. Ракеты Притхви разрабатывались на основе ракетных технология Советской ракеты SA-2 класса " ...

Нормальные характеристики винта
Зависимость коэффициента тяги а, коэффициента мощности, потребляемой винтом, р и коэффициента полезного действия винта т) от поступи к для каждой серии определяется опытным путем. Винты в каждой серии ...