Столкновения спутников
10 февраля 2009 года впервые в истории произошло столкновение спутников. Столкнулись российский военный спутник (выведенный на орбиту в 1993 году, но через два года списанный) и рабочий американский спутник компании Motorola, каждый из которых весил по 450 килограмм в небе над северной частью Сибири. В результате столкновения образовалось два облака из мелких обломков и фрагментов.
Осколки от первого в истории человечества «ДТП» на орбите — столкновения российского спутника «Космос-2251» и американского Iridium 33 — начинают падать на Землю, однако размер фрагментов не превышает сантиметра, и они не несут никакой угрозы, сообщило Стратегическое командование США.
По данным американских военных, которые приводятся на сайте Spaceweather, фрагмент, получивший индекс 1993-036PX, войдет в атмосферу Земли 12 марта, обломок 1993-036KW — 28 марта, 1993-036MC — 30 марта. Всего они имеют размеры около сантиметра, разрушатся в атмосфере и не представляют угрозы для людей на Земле.
Столкновение американского и российского искусственных спутников не только «побеспокоило» открытый космос, но и «пробудило» стремящихся постоянно исследовать космос землян. Все последние дни весь мир обдумывал недостатки существующих мер контроля и управления космосом, призывая опубликовать новые «Правила космического движения».
Столкновение двух искусственных спутников прибавило давления и без того загруженному движению в космосе. Как заявил зампред Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Картрайт, стабилизация обломков столкнувшихся спутников займет месяц или два, только потом соответствующие стороны смогут вести эффективное отслеживание. А по мнению представителя Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), мало вероятно, чтобы обломки представили опасность для шаттла, запуск которого назначен во второй половине текущего месяца.
Начальник штаба Космических войск РФ генерал-майор Александр Якушин сообщил, что фрагменты столкнувшихся спутников могут находиться на высоте от 500 до 1300 километров, скорость их движения может достигать около 200 метров в секунду. По словам бывшего командира Международной Космической Станции /МКС/ Федора Юрчихина, пока обломки не представляют угрозу для МКС, но они могут изменить орбиту под влиянием силы тяжести, что «несомненно, создаст угрозу для МКС».
С каждым днем растет количество обломков космических аппаратов в космическом пространстве, и хотя соответствующие страны и организации задействовали всю систему мониторинга, но по делу управления обломками все же необходимы совместные усилия международного сообщества.
Джеймс Картрайт отметил, что случай столкновения спутников свидетельствует, что разным странам мира необходимо усилить совместное использование космической информации. В будущем соответствующим странам следует еще лучше обмениваться данными об орбитах своих спутников. Официальный представитель Госдепартамента США Роб Макинтаф (Rob McInturff), в свою очередь, заявил, что все заинтересованные в открытом космосе государства должны сотрудничать друг с другом во избежание повтора подобных инцидентов. Соответствующие ведомства США и России уже контактируют, и возможно, американская и российская сторона организуют новые встречи в дальнейшем.
В пятницу директор Управления ООН по вопросам космического пространства Мазлан Отман (Mazlan Othman) вновь призвал все государства-члены Огранизации и международные организации к полноценному выполнению «Руководящих принципов предупреждения образования космического мусора» (Space Debris Migitation Guidelines). Директор Управления подчеркнул, что реализация «Руководящих принципов» благоприятствует защите космического пространства, что отвечает интересам всего человечества. На днях Управление проведет совещание в Австрии, на котором ученые внесут предложения по предупреждению «космических столкновений».
Эксперты считают, что в космосе, кроме предоставления материалов о геостационарной орбите Международным телекоммуникационным союзом (ITU) разным странам мира в соответствии с уставом единого управления и распределения, по другим орбитальным космическим аппаратам и космическому мусору, почти нет какого-либо контроля, в лучшем случае, только при отдельном мониторинге, но обмен данными происходит редко.
Создание системы содействия космической безопасности -- один из важных способов осуществления управления космическим движением, но мало компаний и государств вкладывает в эту сферу соответствующие ресурсы. Сегодня разные участники процесса освоения космоса, от научно-исследовательских институтов, транснациональных корпораций до станций наблюдения за спутниками, собрали огромное количество необходимых данных в области космической безопасности. Однако, трудность в том, каким образом объединить эти разнообразные источники и сделать их согласованными с учетом авторского права разных ресурсов и при соблюдении коммерческой конфиденциальности. Основные принципы при разработке «космических ПДД» в том, как «исключить» уже находящийся под «управлением» космический мусор и прочие космические аппараты. Для разработки научных правил космического движения, прежде всего, требуется тщательное изучение космического пространства и проведение космических прогнозов. Пока предстоит проделать очень длинный путь от составления правил космического движения до принятия на этом основании международной конвенции. Одним словом, системе мониторинга и профилактики космического мусора необходимо содействие международного сообщества на протяжении длительного времени.
Смотрите также
Стратостат «СССР-1»
Аэростат — стратостат «СССР-1» (СССР, 1933)
В СССР и во мн. странах мира с 1931 года, стали применять радиозонд, разработанный П.А. Молчановым, что позволило уже к 40-м годам, регул ...
Horten Ho.I HANGWIND Экспериментальный планер
Немецкие авиаконструкторы братья Раймар и Вальтер Хортены, создатели множества самолетов и планеров типа "летающее крыло", начали свою конструкторскую деятельность в 30-х годах. Еще подростк ...
Руководство пользователя параплана Muscat-2
MuSCat-2 предназначен для обучения, первых самостоятельных полетов и полетов с мотором. Высокий уровень безопасности параплана подтвержден сертификатом EN B (Muscat-2-27). ...