Межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода" Р-36М2. 15А18М (РС-2ОВ) SS-18 "Satan" (Сатана)
Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода" Р-36М2. 15А18М (РС-2ОВ) SS-18 "Satan" (Сатана)

Количество ступеней, шт 2
Максимальная дальность стрельбы ракеты с РГЧИН,км 11000
Максимальная дальность стрельбы ракеты с "легкой" ГЧ, км 15000
Максимальная стартовая масса, т 211
Масса головной части, т 8,8
Мощность боевых блоков (РГЧИН), мт 10 х 0,5
Мощность "лёгкой" ГЧ, мт 20
Длина ракеты, м 34,3
Максимальный диаметр корпуса, м 3
Тяга маршевого двигателя первой ступени у земли, тс 144
Удельный импульс тяги маршевого двигателя первой ступени у земли, кгс.с/кг 296
Первоначально установленный гарантийный срок хранения, лет 15

Р-36М2 "Воевода" - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета была создана КБ "Южное" под руководством академика В. Ф. Уткина путем модернизации БРК Р-36М УТТХ. Тактико-техническое предложение по ракетному комплексу Р-36М2 было разработано в июне 1979 года, а разработка проекта завершена в июне 1982 года. Разработка комплекса начата в КБ "Южное" под руководством Владимира Уткина в соответствии с постановлением правительства от 9 августа 1983 года.
Предложение модернизировать двигатели для Р-36М2, обеспечив форсирование тяги и повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва, поступило в КБ Энергомаш, возглавляемое Виталием Радовским, в 1980 году. Техническое предложение по разработке двигателя РД-263Ф вышло в декабре 1980 года. В марте 1982 года выпущен эскизный проект на разработку модернизированного двигателя первой ступени РД-274 (четыре двигательных блока РД-273). Предполагалось повысить давление газов в камере сгорания до 230 атм, увеличить частоту вращения ТНА до 22 500 об/мин. В результате доработки тяга двигателя возросла до 144 тс, удельный импульс тяги у поверхности Земли увеличился до 296 кгс-с/кг. Доводочные испытания завершены в мае 1985 года. Серийное производство двигателей было развернуто на Южмаше.
Двигательная установка первой ступени имеет четыре автономных однокамерных ЖРД, выполненных по замкнутой схеме и шарнирно закрепленных на раме. Управление осуществляется отклонением двигателей.
Однокамерный маршевый двигатель второй ступени РД-0225, выполненный по замкнутой схеме, был разработан в 1983-1987 годах в КБ химавтоматики под руководством Александра Конопатова. Рулевой двигатель второй ступени состоит из четырёх поворотных камер сгорания и одного ТНА.
Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Бориса Аксютина. Заряды пороховых аккумуляторов давления ракеты разработаны в ФЦДТ "Союз" под руководством Бориса Жукова.
Летно-конструкторские испытания Р-36М2 с РГЧ 15Ф173 начаты 21 марта 1986 года. При первом пуске произошла авария. В процессе минометного старта не прошла команда на наддув баков первой ступени, двигатель не запустился. Ракета, выйдя из шахты под действием порохового аккумулятора давления, упала обратно в ствол шахты.
" В апреле 1986 года (вероятно, в марте - прим. авт.) - пуск ракеты РС-20В из шахтной пусковой установки на площадке № 101. Ракета нормально стартует, но только выйдя из ствола шахты, вдруг начинает в нее обратно опускаться... Взрыв 200 тонн топлива ракеты внутри шахты был мощнейшим: 100-тонная защитная крыша улетела как перышко, обломки пусковой установки усеяли округу. На месте пусковой установки образовалась воронка, каккратер после извержения вулкана. Жертв не было". 
Испытания ракеты, оснащенной ГЧ 15Ф173, завершены в марте 1988 года. В сентябре 1989 года завершены летные испытания ракеты, оснащенной "легкой" ГЧ. 11 августа 1988 года постановлением правительства комплекс Р-36М2 с ГЧ 15Ф173 принят на вооружение. 23 августа 1991 года принят на вооружение ракетный комплекс Р-36М2 с головной частью 15Ф175.
В декабре 1988 года комплекс поставлен на боевое дежурство. Первые ракетные полки, имеющие на вооружении Р-36М2, заступили на боевое дежурство под городом Домбаровский Оренбургской области. До 1990 года комплексы поставлены на боевое дежурство в дивизиях, дислоцированных под городами Ужур и Державинск. В НАТО ракета Р-36М2 "Воевода" получила обозначение SS-18 "Satan" (Сатана).
Масса полезной нагрузки МБР Р-36М2 - 8,8 тонны - почти вдвое превышает массу полезной нагрузки американской МБР MX. По сообщениям средств массовой информации, для ракеты Р-36М2 разрабатывались платформы разведения, способные нести до двадцати и до тридцати шести боевых блоков, одцако международные договоры накладывают ограничения, в соответствии с которыми число боевых блоков не может быть более десяти. Ракета Р-36М2 оснащена новым, более совершенным комплексом средств преодоления ПРО и способна прорвать систему СОИ в случае, если эта система будет развернута в США. Десять боевых блоков, прикрытые сбрасываемым в полёте обтекателем, размещены на специальной раме в два яруса. Двигательная установка разведения представляет собой четырёхкамерный ЖРД с поворотными камерами сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полёте. Ракета имеет повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. Конструкторы предусмотрели возможность пуска Р-36М2 даже после нанесения вероятным противником ядерного удара по позиционному району ракет. Ракета покрыта темным теплозащитным покрытием облегчающим прохождение через пылевое облако, образовавшееся после ядерного взрыва . Датчики измеряющие нейтронное и гамма- излучение регистрировали опасный уровень и на время прохождения ракетой ядерного "гриба" выключали систему управления, при этом двигатели продолжали работать, а система оставлась застабилизированной до момента выхода ракеты из опасной зоны, после чего автоматика системы управления включалась и корректировала траекторию. Пусковая установка выдерживала сто килограммов на квадратный сантиметр.
В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО ракет Р-36М2 передано смежным организациям России. В июле 1987 года российским предприятиям передано изготовление управляемого боевого блока 15Ф178 ракеты Р-36М2. В апреле 1988 года в Россию передано изготовление ступени разведения ракеты Р-36М2.
Первые полки Р-36М заступили на боевое дежурство в 1975 году. Позже началась их замена комплексами Р-36М УТТХ. Группировка достигла своего апогея в 1983 году, когда количество пусковых установок Р-36М всех модификаций составило 308 единиц. В 1988 году началась замена ранних модификаций на Р-36М2. Общее количество пусковых установок при этом осталось неизменным, что соответствовало советско-американским соглашениям. Комплексы поздних модификаций размещались в ШПУ ОС, разработанных для ракеты Р-36М.
Дивизии, оснащенные комплексами Р-36М различных модификаций, дислоцированы в позиционных районах под городами:
Карталы Челябинской области (46 ШПУ),
Домбаровский Оренбургской области (64 ШПУ),
Ужур Красноярского края (64 ШПУ), Алейск Алтайского края (30 ШПУ), Державинск в Казахстане (52 ШПУ), Жангизтобе в Казахстане (52 ШПУ). После распада СССР ракетные комплексы, находившиеся в дивизиях под Державинском и Жангизтобе в Казахстане, были сняты с боевого дежурства. В августе-сентябре 1996 года завершено извлечение ракет РС-20 из ШПУ в Казахстане. Ракеты отправлены на утилизацию в Россию.
В 1999 году боевое дежурство в дивизиях российских РВСН, дислоцированных вблизи городов Алейск, Карталы, Домбаровский и Ужур, несли комплексы РС-20, размещенные в 180 ШПУ.
В соответствии с договором СНВ-2, в случае ратификации его российским парламентом, ракеты РС-20 всех модификаций, попадающие в число тяжелых МБР с разделяющимися головными частями, должны быть уничтожены. В любом случае их производство не может быть возобновлено на территории Украины. 

Смотрите также

Движение ИСЗ
ИСЗ выводятся на орбиты с помощью автоматических управляемых многоступенчатых ракет-носителей, которые от старта до некоторой расчётной точки в пространстве движутся благодаря тяге, развиваемой реакти ...

Туполев А.Н.
Андрей Николаевич Туполев, один из крупнейших авиационных конструкторов XX в., родился 10 ноября 1888 года (по новому стилю) под г. Кимры. Он окончил Тверскую гимназию, Московское высшее техническое у ...

TARGET-21 Тандем
Несколько лет от наших дилеров поступали просьбы построить современный дельтаплан-тандем. Мы много работали над его первым прототипом, но никак не могли получить того, к чему стремились. Тогда мы сдел ...