Система пожаротушения внутри двигателя ССП-2А. ССП-7 самолета -АН12 АСтраница 2
«Противопожарное оборудование крыльев»
На центральной панели приборной доски лётчиков переключатель управления пожаротушением установить в положение «Пожаротушения», при этом должны загореться жёлтые лампы (14,15,16,7,10,11) сигнализации исправности цепей пироголовок баллонов пожаротушения.
При нарастании температуры в отсеке какого либо двигателя (например, в отсеке двигателя №1) с определенной скоростью или при охвате его пламенем в термобатареях датчиков развивается термоэлектродвижущая сила, достаточная для срабатывания системы. Эта ТЭДС поступает на поляризованное реле Р2,Р3 (РПС-5)реле срабатывает и через контакты ЛЛ +поступает на реле Р1 (РПС-5) блока ССП-7БИ и вызывает его срабатывание.
Через замкнувшиеся контакты 2 и 3 и разъем Ш 4 реле Р1 «+» бортовой сети поступает на реле Р13,а через контакты 5-6 «+» поступает на красную лампу –кнопку реле Р13 срабатывает. Через замкнувшиеся контакты 5-6 реле Р13 «+» также поступает на красную лампу-кнопку (21), сигнализирующую лётчику о пожаре на двигателе №1. Одновременно с этим напряжение бортовой сети через контакты 2-3 поступает на огнетушитель Т66 10-10 и он разряжается внутрь двигателя гаснет лампа (6) также + поступает на клемму 1ШР крана открытия магистрали пожаротушения двигателя №1 (22), который, срабатывая, становится на самоблокировку через переложившиеся концевые выключатели крана клемму 4ШР. Через второй концевой выключатель крана и клемму 2ШР крана, через замкнутые контакты 3 главного выключателя (3ППН-45 ) «+» бортовой сети поступает на реле 17 Реле срабатывает и становится на само блокировку через концевые выключатели крана. При этом разрывается цепь сигнализации исправности пироголовок баллонов 1 очереди № 1 и 2,(6-7) на пироголовки подается полное напряжение бортовой сети и баллоны разряжаются через открытый кран в отсек двигателя №1, в котором возник пожар.
Лампы (14 и 16) сигнализации исправности пироголовок баллонов № 1 и 2 погаснут. Одновременно с этим через клемму 2ШР крана (22) напряжение поступает на кнопку (4) остальных четырёх баллонов (,3,4,5,6), подготавливая их для ручного включения при недостаточном количестве для тушения пожара жидкости в баллонах № 1и 2 первой очереди ССП-2А.
Таким образом, электрическая схема обеспечивает определённую последовательность срабатывания системы; первым открывается распределительный кран магистрали и только после полного его открытия разряжаются баллоны. Это последовательность необходима для исключения заклинивания золотников кранов от давления пожарогасящей жидкости в системе
Если пожар потушен (нарастание температуры в отсеке прекратилось или она снизилась до130С), ТЭДС датчиков падает, реле Р1размыкает свои контакты и реле Р13 отключается.
Однако лампа-кнопка (21) продолжает гореть, получая питание через распределительный кран. Кран (22) остаётся во включенном (открытом) состоянии. Для определения ликвидации очага пожара лётчику необходимо кратко временно выключить и снова включить переключатель пожаротушения 3ППН-45 (3). При этом если пожар потушен и система восстановилась (отключилось реле Р1), то при включении переключателя в положение «Пожаротушения» лампа- кнопка (21) не загорятся. Одновременно с этим при кратковременном выключении переключателя пожаротушения, снимется с самоблокировки и закроет магистраль кран (22) и тем самым снимется напряжение бортовой сети с кнопок включения баллонов.
Лампы сигнализации исправности пироголовок баллонов № 1 и 2 (первой очереди) гореть не будут, так как нити пироголовок, включенные последовательно с лампами при срабатывании баллонов, перегорели.
Если же от баллонов № 1 и 2 пожар не потушен и при проверке после включения переключателя пожаротушения лампа-кнопка (21) загорелась, то распределительный кран (22) снова включится, сработает реле Р1 и Р13, и тушение пожара нужно проводить двумя баллонами одновременно нажатием на две кнопки включения остальных баллонов. При этом если пироголовки сработали, то жёлтые лампы сигнализации исправности пироголовок включаемых баллонов погаснут.