Самолеты с изменяемой геометрией и стреловидностью крыльев, с вертикальным взлетом и посадкой, авианосцыСтраница 5
Далеко не всегда современные сверхзвуковые самолеты могут использовать и свои высотные данные. Действия в стратосфере, где тактическая авиация неуязвима для зенитных ракет, мало чем помогают наземным войскам. Наиболее подходящие средние высоты опасны и требуют от самолетов хорошей маневренности, а от экипажей отличной летной выучки: ведь на потерях прямо сказывается время пребывания машин в зоне ПВО. Больше заходов на цель -- выше вероятность поражения зенитным огнем. Из-за недостаточной маневренности 20-тонный "Тандерчиф" не мог порой выполнить резкий противозенитный маневр и, случалось, становился жертвой дозвуковых северовьетнамских МиГ-17 .
Опыт агрессивной войны во Вьетнаме, военные события на Ближнем Востоке заставили западных стратегов не только трезво оценить возможности современной боевой авиации, но и соизмерять соблазнительные данные новейших самолетов с их стоимостью, простотой обслуживания, потребностью в хорошо оснащенных базах. Вот почему, заказывая промышленности авиационную технику, армия, ПВО, другие заказчики руководствуются принципом "цель должна оправдывать средства" . Иначе говоря, не надо требовать от современного самолета для авиаподдержки огромных скоростей и потолка, от истребителяперехватчика -- мощного бронирования, и от вертикально взлетающей машины -- дальности действия бомбардировщика . " Для иллюстрации этого можно привести пример с американскими самолетами Р-14 и Р-15,-- писал генеральный авиаконструктор А. Яковлев.-- Эти новейшие универсальные истребители весят 18 - 20 т, их стоимость 10 - 12 млн. долларов за каждый, а ведь по своему назначению они должны быть массовыми самолетами. Очевидно, и сами американцы пришли к выводу о чрезмерной стоимости своих самолетов. Поэтому в начале 70-х годов в США был объявлен конкурс на создание истребителя простой и недорогой конструкции с минимумом оборудования и взлетным весом не более 9 т. В результате в 1974 году появились истребители УР-16 и УР-17, полетный вес которых 8 - 9 т ."
"Следовательно, выбор системы, -- заключает А. Яковлев, -- должен быть строго обоснован технически, тактически и экономически".
Особое внимание зарубежные авиаконструкторы уделяют специальным самолетам для авиаподдержки наземных войск. Но вопреки, казалось бы, " вечному " стремлению авиаторов летать быстрее, нынешние штурмовики лишь ненамного быстроходнее поршневых ветеранов второй мировой войны. Новейший Ферчалд А-1ОА, например, развивает максимальную скорость 742 км/ч. В крейсерском полете -- 355 км/ч. Оснащенная двумя двухконтурными ТРД, машина при взлетном весе 20,5 т несет на внешней подвеске до 8392 кг бомб и ракет. Боевая ноша подвешивается к 24 точкам на крыле и фюзеляже.
Простой по конструкции, живучий самолет предназначен для атаки объектов на поле боя, патрулирования и ударов по вызовам войск, сопровождения боевых и транспортных вертолетов, разведки в тактической глубине .
Прогнозы -- коварная штука и. Пройдут годы, время и прогресс внесут свои поправки в долгосрочные перспективы, сделают явью нынешние разработки, снимут с повестки сегодняшние и завтрашние проблемы, поставят новые . Одно очевидно: авиация -- динамичная, быстро реагирующая на все новое, отрасль техники -- и впредь останется ареной творческого состязания и сотрудничества исследователей различных направлений, инженеров, рабочих, летчиков, всех, кому мы обязаны удивительной возможностью летать вопреки силе земного притяжения.