Самолеты с изменяемой геометрией и стреловидностью крыльев, с вертикальным взлетом и посадкой, авианосцыСтраница 4
После войны американцы экспериментировали с комбинацией бомбардировщика В-29 и двух прямокрылых истребителей Р-84. Как бы эскортируя " Сверхкрепость ", Р-84 летели с ней крылом к крылу: правая и левая консоли В-29 были сцеплены с плоскостями истребителей. Двигатели Р-84 работали на умеренном, экономичном режиме. Из-за большого удлинения "составного" крыла повышалось аэродинамическое качество. При необходимости истребители отцеплялись и защищали своего лидера.
Как выяснилось много лет спустя, лучшие шансы на будущее оказались у другой комбинации: В-29 со специально построенным "бортовым" истребителем ХР-85 "Гоблин" . При погрузке стреловидное крыло ХР-85 складывалось. Оперение компактное, из четырех плоскостей. По выражению авторов справочника "Реактивные самолеты мира", истребитель ХР-85 фактически превратился в крылатый реактивный двигатель, на котором буквально верхом восседал летчик".
Летом 1948 года состоялось первое отделение "бортового" истребителя от авиаматки. Опытный летчик-испытатель не смог причалить самолетик к носителю и, едва избежав гибели, приземлил машину с помощью аварийной посадочной лыжи. Трудности с возвращением ХР-85 на борт носителя разочаровали военных, эксперименты прекратили. Но, как оказалось, до поры .
С конца 60-х -- начала 70-х годов фирма "Локхид" занимается по заданию ВВС США разработкой военной комбинации самолета-авианосца и телеуправляемых летательных аппаратов. Поставленная задача -- увеличить радиус действия легких, высокоманевренных боевых машин -- совпадала с надеждой "Локхид" найти новую сферу применения для своего транспортного самолета сверхбольшой вместимости С-5А. В 1971 году над комбинацией стала работать фирма "Боинг" и получила в 1972 году от ВВС тактико-техническое задание на проектирование воздушного авианосца для телеуправляемых аппаратов: модифицированного
Боин г-747 и шести аппаратов самолетного типа Райан ВОМ-34. Есть и вариант В-747 и 24 специально спроектированных телеуправляемых аппаратов. Внутри просторной средней части носителя, превращенной в ангар, самолеты будут находиться во время их транспортировки. Из чрева "Боинга" самолеты смогут стартовать через каждые четверть часа. С той же частотой посадка вернувшихся аппаратов. Стартом, посадкой и выполнением боевого задания будут руководить операторы на борту авианосца. Помогать им должна система, состоящая из телевизионной установки вблизи посадочной трапеции и компьютера.
Как предполагается, авианосец доставит телеуправляемые самолеты к району боевых действий, но сам останется в недосягаемости для ПВО противника. Выполнив задание, снаряды возвращаются на "Боинг". Если цель очень далеко от базы и у "матки" не хватает топлива на всю операцию, то стартуют два самолета. Один несет телеуправляемые самолеты, другой " под завязку " залит топливом. Первый выпускает подопечных и сразу же возвращается. Второй же управляет самолетами, принимает их на борт и возвращает "домой" .
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Изменяемая стреловидность, вертикальный взлет и посадка, комбинация воздушного авианосца с телеуправляемыми самолетами, многие другие новинки не вытеснили из военной авиации обычные машины. Одна из причин (помимо соображений, касающихся боевого применения самолетов) экономическая.
Мало того, что с прогрессом авиации летательные аппараты становятся все сложнее в проектировании, испытаниях, производстве, они непрерывно дорожают. Вот лишь несколько цифр. Стоимость истребителя СПАД времен первой мировой войны -- 10 242 доллара. "Лайтнинга" выпуска 1932 года -- 134 284, а " Сейбра " (1950 г.) -- 218 460 долларов. "Фантом" (1962 г.) стоит уже более 2, а F-111 (1963 г.) -- почти 6 миллионов! Изрядную лепту в стоимость новых самолетов вносит оборудование, которым насыщен любой современный истребитель, штурмовик или бомбардировщик.
Чрезвычайно удорожилась и подготовка пилотов. Десятилетие назад, по данным авторитетного журнала "Интеравиа" (Швейцария), полная стоимость подготовки летчика сверхзвукового истребителя " Лайтнинг" составляла 364 тысячи долларов. Сетовали американские военные на сложность обслуживания современных истребителей-бомбардировщиков во время вьетнамской войны. По свидетельству журнала "Интеравиа", "70% самолето-вылетов тактической авиации затрачивается на удары и по наземным целям с малых высот в ходе непосредственной поддержки сухопутных войск и изоляции района боевых действий ". Естественно, что боевые действия такого рода требуют быстрой реакции ВВС на запросы войск. Скоростные, но сложные машины, хотя и быстро добирались до цели, упускали момент из-за "холостого" простоя на аэродроме. Именно по этой причине на задание по оперативной поддержке войск чаще, чем современные F-105 "Тандерчиф" и F-4 "Фантом", стартовал устаревший F-100 " Супер Сейбр". К боевому вылету его готовили гораздо быстрее.