Освоение космосаСтраница 6
Но и их рекорд вскоре был превзойден. Космонавты Владимир Ляхов и Валерий Рюмин в 1979 году успешно проработали на «Салюте-6» почти полгода.
Опыт с грузовыми кораблями типа «Прогресс» вполне себя оправдал. Теперь обитатели «Салютов» могут не беспокоиться о непрерывно уменьшающихся в ходе работы запасах пищи и других полезных веществ. В нужный момент с Земли «Прогресс» доставит все необходимое и уберет то, что отслужило свой срок. Тем самым работа на станции может продолжаться достаточно долго. Третья экспедиция Владимира Ляхова и Валерия Рюмина длилась 175 суток, и этим теперешние «Салюты» стали походить на космические поселения будущего.
В июне 1980 года на космическую орбиту был выведен усовершенствованный транспортный пилотируемый корабль «Союз-Т-2». Его пилотировали космонавты Ю. Малышев и В. Аксенов. Новый корабль мог работать в четырех режимах системы спуска – двух управляемых (автоматическом и ручном) и двух баллистических (основном и резервном). По сравнению с предыдущими кораблями серии «Союз» новый транспортный корабль был оснащен самыми совершенными техническими устройствами.
Еще ранее, в апреле 1980 года, на станции «Салют-62 сверхдлительный полет начали космонавты Л. Попов и В. Рюмин.
Этот рекордный 185-суточный полет был успешно завершен.
К концу 1980 года были подведены знаменательные итоги: за четыре года полета в космосе орбитальная станция «Салют-6» приняла 14 экспедиций с участием 28 космонавтов. Среди экипажей станции было семь международных. Представители ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Республика Куба в дружеском сотрудничестве с советскими космонавтами успешно выполнили намеченные программы. Со станцией «Салют-6» состыковалось 25 космических кораблей.
При вручении наград летчикам-космонавтам СССР Л. И. Попову и В. В. Рюмину, проявившим высокое мастерство, отличные знания сложной техники, мужество и героизм во время выполнения 185-суточной программы научно-технических исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз», Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев сказал: «…Мы выступаем за самое широкое взаимодействие с другими государствами в космических исследованиях. Космос может и должен объединять жителей земли, развивать понимание того, что люди живут на одной планете, и от них зависит, чтобы эта планета была мирной и цветущей».
На смену «Салютам» пришла более совершенная орбитальная станция. Станция нового поколения, новых людей. Станция, которая должна была открыть новую страницу в истории не только российской, но и мировой космонавтике. Она открыла человечеству новые возможности, объединила космонавтов многих стран. Ученые многих стран возлагали на нее свои надежды, и она оправдала их целиком и полностью.
Орбитальная станция «МИР»
ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ (1976 – 1983гг.)
В 1976 году НПО "Энергия" выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций ДОС #7, 8. Системы станции были существенно модернизированы, система управления была построена на базе БЦВК, переходный отсек имел два боковых стыковочных агрегата для стыковки исследовательских модулей, выводимых ракетой "Союз". На НТС МОМ технические предложения подвергли критике, проект был оценен как новаторский, вызвало возражение наличие боковых стыковочных агрегатов. Предприятие продолжало работать над новыми станциями, и в августе 1978 года был выпущен эскизный проект. Проект был основан на использовании систем станций "Салют", но предусматривалось четыре боковых стыковочных агрегата для стыковки модулей на базе ракет «Союз».
В феврале 1979 года выходит Постановление о развертывании работ по созданию станций нового поколения, определяется кооперация по разработке и изготовлению базового блока, бортового, научного и наземного оборудования, в которой участвует свыше 100 организаций 20 министерств и ведомств при головной роли НПО "Энергия". Предстояло в достаточно короткие сроки обеспечить разработку, отработку и поставку комплектующих изделий.