B-2 - Бомбардировщик 21 векаСтраница 3
Тогда Джоунс пригласил Чейни на завод, где изготовляются бомбардировщики. 26 мая министр обороны посетил предприятие в Палмдейле, дабы "лично увидеть самолет и проблемы управления с руководителями корпорации". В результате мистер Джоунс очаровал шефа Пентагона. Из уст последнего всоре полились такие речи: " Я вернулся под огромным впечатлением . Моя личная точка зрения состоит в том, что В-2
- очень важная система, что она представляет собой новое поколение техники . Я считаю, что нам следует идти дальше и закупить самолет ".
Вот такой поворот на сто восемьдесят градусов. Корреспондент телекомпании CNN, который пытал вопросами Ричарда Чейни, спросил и о финансовых средствах, уже затраченных на "невидимку". Министр помялся, а потом поведал : " Согласно докладам, которые я получаю, эта сумма, возможно, составляет 20 миллиардов долларов ". А по последним данным, подтвержденным Пентагоном, "Стелс" к сегодняшнему дню слопал 22,4 миллиарда. Другими словами, В-2 уже поглотил те огромные деньги, которые первоначально планировалось выделить на реализацию всей программы. Впрочем, это обстоятельство не смущает Чейни : " Мы уже израсходовали большую сумму на разработки, и мы готовы теперь приступить к производству".
Вслед за министром обороны к безудержному восхвалению "невидимки" подключились другие высшие чины Пентагона. Министр ВВС США Дональд Райс, например, считал, что нет никаких оснований отказываться от программы. А генерал Бернард Рэндольф, командующий разработками систем вооружений, даже решился рассекретить некоторые тактико-технические характеристики самолета. Оказывается его взлетный вес составляет почти 159 тонн,а радиусействияез дозаправки достигает
111.112 километров, а с одной дозаправкой - более 118.500 километров. В-2 может нести 22,6 тонны ядерных боеприпасов или 36,5 тонны обычных бомб.
В-2 пржде всего предназначен для ядерных ударов по мобильным стратегическим ракетам и по командным пунктам. Может использоваться и для карательных операций против стран третьего мира. Не зря Б.Рэндольф вспомнил налеты американской авиации на Ливию в 1986 году. По мнению генерала, если бы тогда ВВС США располагали "Стелсами", на эту акцию вместо 100 истребителей-бомбардировщиков потребовалось бы не более 3-4 "невидимок", которые действовали бы с большей эффективностью и меньшим риском.
Но так ли "невидим" нортроповский бомбардировщик ? Да, его корпус сделан из композитных материалов на основе эпоксидного графита и керамики, которые, подобно губке, поглощают значительную долю радиоволн. Да, обтекаемый силует "Стелса", лишенный стабилизаторов и остых углов, также затрудняет обнаружение, поскольку вкупе с обшивкой уменьшает эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) (для сравнения : бомбардировщик В-52 имеет ЭПР равную 40 квадратным метрам, В-1В - 0,4 квадратного метра, а В-2 всего 10,01 квадратных метра, то есть такую же, как у птицы). Двигатели самолета устроены так, что охлаждают и рассеивают выхлопную струю, маскируя ее от наземных детекторов инфракрасного излучения.
Но все это не гарантирует 100 процентной "невидимости". Достаточно перевести на более высокий порядок диапазон частот наземных радиолокационных станций, как они "прозревают". Еще эффективнее РЛС, устанавливаемые на самолетах и спутниках. С их помощью, утверждают специалисты, обнаружение "Стелсов" не будет представлять слишком большой проблемы. И еще, навигация и наведение на цель у В-2 осуществляется с использованием тех же радиолокаторов. Если они включаются, их работу нетрудно засечь.
И не зря Чейни говорил о "технических проблемах", когда еще выступал в роли критика В-2. Они есть, и их не мало. Бывший заместитель министра обороны Роберт Костелло, ведавший в администрации Рейгана закупками военной техники и хорошо знающий подожение дел в "Нортроп", считает, от бомбардировщика следует отказаться хотя бы потому, что технологические процессыи контроль за качеством на заводах компании поставлены из рук вон плохо.