Невидимый самолетСтраница 2
Результат работ, утверждает историк, был значителен — самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей. При съемке с другого самолета сколь-нибудь узнаваемое изображение отсутствовало даже на малых дистанциях, а на больших не было даже смутных пятен.
Несмотря на очевидные перспективы применения подобного самолета, пишет проф. Шавров, по окончании испытаний самолет был разобран, а работы по нему — прекращены. Одной из причин этого указывается быстрое потускнение родоида, снижавшее эффект невидимости.
Вместе с тем, даже единичное применение подобного аппарата могло бы иметь чрезвычайно важный боевой и пропагандистский эффект. Почему СССР отказался от создания «невидимок» и почему на них сделали ставку США, а также перспективы применения визуально невидимых БПЛА в войнах будущего поможет прояснить платформа Phantom Sentinel.
Винтокрыл "Страж-фантом" (Phantom Sentinel) внимания военных пока не привлёк, и никаких заказов ещё не поступало, что, однако, вовсе не говорит о его абсолютной бесперспективности — опытный образец построен и действительно неплохо летает. Так что, даже если Пентагон наотрез откажется от проекта, применение аппарату найдётся и в мирной жизни. Не уверены? Судите сами. Конструкция "Фантома" имеет форму буквы Y. Ножка немного длиннее и является крылом. На двух других концах расположено по пропеллеру.
Вес всех компонентов тщательно уравновешен с тем, чтобы центр тяжести находился в точке пересечения трёх "палочек". Таким образом, при работе питающихся от аккумуляторов электродвигателей весь винтокрыл вращается вокруг центра тяжести, а более длинное крыло обеспечивает подъёмную силу.
В том же самом центре, по словам Даммара, можно смонтировать крошечную видеокамеру и использовать её для получения панорамных изображений земли.
VeraTech Aero утверждает, что винтокрыл с дистанционным управлением или ориентацией по спутнику, летающий на высотах до 23 метров, "остаётся фактически невидимым для человеческого глаза" — из-за инертности зрительного восприятия. Это, конечно, некоторое преувеличение, аппарат виден, но действительно плохо — вспомните, как "размазывается" при быстром вращении вентилятор.
Невидимость — не единственное преимущество Phantom Sentinel. Так, габариты позволяют ему летать даже в самых неблагоприятных погодных условиях. Например, тонкий и лёгкий "Фантом", благодаря возникающей в полёте инерции вращения, не испугается сильного ветра, который оставит на земле любой "обычный" беспилотник.
Кстати, о габаритах. Длина аппарата, в зависимости от модели, может варьироваться в пределах от 60 сантиметров до 3 метров, а высота — от 5 до 15 см.
"Среднестатистическая" версия винтокрыла весит меньше 2 килограммов. А благодаря разборному крылу самолётик можно сложить в сумку размерами 30 х 15 х 10 сантиметров.
Стоит отметить и разные варианты запуска Phantom Sentinel. Наряду с броском вручную, который делает аппарат уникальным и похожим на бумеранг, возможны дистанционно управляемый взлёт с земли, сброс с самолёта и выстрел из контейнера вертикального пуска.
В заключение добавим, что VeraTech Aero разрабатывает и модель винтокрыла, у которого лопастей и роторов по четыре штуки. но воплощение этой идеи мы уже наблюдали два года назад. А вот невидимого бумеранга, извините за каламбур, не видели.
Дорого и некрасиво
Идея сделать самолет незаметным для наблюдателя на земле и в воздухе появилась еще до рождения боевой авиации. Еще накануне Первой мировой войны германские фирмы Albatros и AEG экспериментировали с прозрачным материалом Zellon. Однако целлон оказался менее прочным, чем обычное авиационное полотно, и после катастрофы нескольких «прозрачных» аэропланов об идее надолго забыли.
Велись такие опыты и в СССР на легких самолетах конструкции Яковлева. В ходе экспериментов выяснилось, что грамотно подобранная камуфляжная окраска дает гораздо лучший маскирующий эффект. Вопрос снижения заметности летательных аппаратов вновь стал актуальным в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, когда «глазами» зенитчиков и, позднее, пилотов-истребителей стали радиолокаторы. От эквивалентной площади рассеивания радиоволн (ЭРП) теперь зависела дальность обнаружения самолета противником.