Штурмовики над ДнепромСтраница 16
шу боеспособность. Капитан Ширяев, которому тоже досталось, шутил: - По фашистам хоть из пушек можно палить, а по комарам? Ничего, скоро в бой, не до них будет . Первоочередная проблема - как защитить самолеты в случае бомбежки. Строить капониры? Нет сил и средств, да и некогда. Кто-то из техников предложил: - Хорошо бы самолеты положить . - Как? - Выроем две канавки для шасси, и самолет словно ляжет. - А винт? - Отрегулируем глубиной канавки . Идею начальство одобрило. Когда все штурмовики распластались на лугу, осмотр с воздуха подтвердил - в худшем случае аэродром похож на ложный, с макетами самолетов. Когда же их еще замаскировали травой и ветками - совсем хорошо получилось. Перед вылетом штурмовик выруливал на моторе. Закатывали самолет в канавки хвостом вперед. Одним словом, проблема была решена. Запаса горючего на "илах" хватало, чтобы выполнить полет с учетом 15-минутного воздушного боя и навигационных отклонений в радиусе 150 - 200 км. От Астрахани до Сальска, где шли бои - около 500 км. Посредине пустынная калмыцкая степь, без мало-мальски заметных ориентиров и оборудованного аэродрома. Надо изучать район полетов, облетать его. И мы занимались этим, изо дня на день ожидая приказа на боевое задание. Приказ на боевой вылет поступил внезапно. 18 августа, еще затемно, перед рассветом, к дому, где жили летчики, прибежал адъютант эскадрильи и скомандовал подъем. Появился комиссар эскадрильи Сатаев. Его коренастая фигура была собранной, подтянутой. Почувствовав ответственность момента, Ислям Сатаевич весь преобразился. - Поторапливайтесь, товарищи. Машина ждет . В полумраке быстро натягиваем брюки, гимнастерки, комбинезоны. У кого-то упал шлем с очками, звякнули стекла. Рядом со мной мелькают руки Сергея Вшивцева. Он уже готов, говорит: - Что ж, друзья, присядем перед дорогой . Комиссар заколебался, зачем это? Он, видимо, не знал старого русского обычая. Но, как и все, сел на солдатскую койку. Несколько секунд все молчали. Потом Вшивцев рывком поднялся . У машины уже был капитан Ширяев. Он смотрел на восток, откуда поднималась алая полоска зари. Начинался день 18 августа 1942 года. - А ведь сегодня праздник, - вдруг вспомнил командир эскадрильи. - Наш, авиационный! Все оживились. Действительно, ведь сегодня - День авиации, Воздушного Флота страны! Перед войной он отмечался воздушными парадами, торжествами. Сегодня тоже должно быть торжественное собрание. Но, по всему видать, придется его отменить. Как-то сложится наш первый боевой вылет? Уже известно - противник занял город Элисту, центр Калмыкии. Аэродром гудел двумя десятками моторов. Это механики проверяли их работу на всех режимах. Оружейники проверяли пулеметы, делая короткие очереди. Подъехав к землянке командного пункта, летчики спустились по ступенькам вниз. Землянку ярко освещала лампочка от аккумулятора. Глаза всех устремились на висевшую на стене карту. Несколько возбужденный майор Еськов, отложив толстую самокрутку, объявил приказ на боевой вылет. Затем обвел на карте кружок - это город Элиста. В городском саду сосредоточились танки противника, по которым нам надо было нанести бомбо-штурмовой удар. До Элисты около 300 километров. Значит, полет возможен только с дозаправкой в пути. Иначе не хватит горючего на бой и на возвращение обратно. Для дозаправки избран аэродром "подскока" Утта, где предстояла посадка с полной бомбовой нагрузкой. В довоенное время в целях безопасности посадка с бомбами категори