Штурмовики над ДнепромСтраница 101
ot;яков" получил повреждение. Его летчик младший лейтенант Стопа сообщил по радио: "Подбит мотор, иду на вынужденную". "Выходи вперед, прикроем! - передал ведущий четверки штурмовиков лейтенант Демехин. - Тяни к своим!". Роли поменялись: теперь истребитель прикрывался штурмовиками. Раненый самолет быстро снижался и сел в поле рядом с дорогой, в глубоком тылу противника. Хочу заметить, что такой распутицы, как весной 1944 года на юге Украины, мне не приходилось видеть ни раньше, ни позже. Раскисшие черноземные поля превращались в ловушки для колесной и гусеничной техники. Поэтому наши самолеты взлетали в основном со своего аэродрома утром, когда грунт еще был прихвачен ночным морозцем. А когда садился истребитель Стопы, уже пригревало солнце, засверкали ручьи. Машина сразу же застряла в вязком грунте, и летчика могли захватить гитлеровцы. Но боевые друзья не допустили этого. Ведущий "илов" лейтенант Андрей Демехин разрешил лейтенанту Владимиру Милонову сесть и забрать летчика. Остальная группа прикрывала место посадки. Машина Милонова, пробежав сотню метров, накренилась, черкнула плоскостью по земле и остановилась. Что с ней: застряла, наскочила на кочку, сломала ногу шасси? Летчик и стрелок выскочили из кабины и попытались устранить неисправности, но ничего сделать не смогли. С одной стороны к месту посадки уже мчались вражеские конники, с другой, совсем рядом, под конвоем полицейских ремонтировали дорогу женщины. В беде оказались три человека, два самолета. Раздумывать было некогда. И лейтенант Демехин принимает дерзкое решение - идет на посадку сам. Прикрывать его в небе остались два "ила" лейтенантов Клюева, Глазычева и один "як" - очевидно, напарник Стопы. Короткий пробег - и самолет Демехина застрял в оттаявшем грунте. Теперь на земле уже было три самолета и пять человек. С воздуха смельчаков прикрывала пара "илов" и "як", которые огнем своих пулеметов отрезали вражеских конников. На выручку летчикам бросились женщины. С их помощью удалось вырвать самолет Демехина из грязи и вырулить на более сухое место! Теперь предстояло решить вопрос - как разместить пять человек на двухместном "иле"? И Демехин дает команду: - Два летчика - в кабину стрелка. Стрелки - на шасси! Сможет ли взлететь самолет, не застрянет ли снова? Демехин берет разгон и - взлетает с форсажем. Не набирая высоты, на бреющем, он берет курс на свою территорию. Пара "илов", выпустив шасси, чтобы погасить скорость, экскортирует идущий домой штурмовик с пятью пассажирами на борту. Трудно себе представить состояние людей, которые летели в воздухе на открытых подк