В небе - гвардейский ГатчинскийСтраница 171
жил: - Сейчас только что звонил начальник штаба авиадивизии подполковник Бачинский и передал, что сегодня ожидается хорошая погода и что командир авиадивизии генерал Глущенко поставил нам задачу - всем полком обеспечить наведение и освещение цели в течение часа для того, чтобы другие полки корпуса могли осуществить прицельную бомбардировку цели. При этом генерал предупредил, что, возможно, это будет наш последний боевой вылет и надо подготовиться к нему как нельзя лучше. События на фронте развивались стремительно. Наши войска находились уже далеко за Берлином, и сам Берлин не сегодня-завтра должен был пасть. С падением его - конец войне. На КП были вызваны начальники служб - заместитель командира полка гвардии майор Николай Сергеевич Готин, штурман полка гвардии майор Павел Данилович Шидловский, его заместитель по радионавигации-гвардии капитан Прохор Борисович Гнеденко, начальник связи гвардии капитан Петр Васильевич Маковский. Старший инженер гвардии инженер-майор Семен Филиппович Хоботов, его заместитель по вооружению гвардии инженер-капитан Серафим Георгиевич Корольков, все три командира авиаэскадрилий и штурманы, начальник метеослужбы гвардии старший техник-лейтенант Серафима Александровна Свистова. Большая работа предстояла штурману полка Шидловскому и помощнику начальника штаба по оперативной части гвардии майору А. С. Кирпатому. Им предстояло составить график подсвета цели для каждого экипажа и плановую таблицу очередности вылета самолетов. Не менее напряженная работа предстояла специалистам служб вооружения, они должны были подготовить большое количество осветительных бомб. День спланировали так: после завтрака техсостав уезжает на аэродром готовить самолеты к полету, а летный состав к тринадцати часам собирается на КП для изучения задания и порядка освещения цели. Через час на аэродроме вовсю шла работа. К вылету готовили двадцать три самолета и три резервных. На аэродром вышло более двухсот пятидесяти человек, полных горячей энергии молодых людей. В эскадрильях уже были выпущены боевые листки, все уже знали об ответственном задании. На стоянках самолетов трудились и техники и летчики во главе с командирами эскадрилий. Наверное, в тысячный раз за время войны полк готовился к боевому вылету. Выработались организованность и согласованность в работе каждого сержанта и офицера. Война объединила людей, выковала боевую дружбу и многому нас научила. Авиационная техника строга, требовательна, с ней надо обращаться на "вы", она не терпит людей небрежных и жестоко их наказывает. Управлять этой техникой, используя до предела ее боевые качества, превратить ее в грозное боевое оружие могут только люди, беззаветно любящие четкость, строгость и организованный ритм работы. За три года боевых испытаний все в полку крепко усвоили эту истину. Поэтому так слаженно и дружно, без суеты, идет работа на аэродроме. Через несколько часов все двигатели опробованы, бомбы подвешены, аппаратура и вооружение проверены. Командиры доложили о готовности самолетов к полету. По установившейся в полку традиции мы с Пешковым, Хоботовым и командирами эскадрилий обошли все стоянки и проверили готовность каждого корабля. Затем на КП были собраны летчики, штурманы, стрелки-радисты. Все они расселись за столы в просторной и чистой, хорошо оформленной иллюстрациями, диаграммами, различными схемами, картами, навигационными расчетами штурманской комнате. Была объяснена задача, каждый из начальников служб дал указания по вопросам своей специальности, а затем приступили к проигрышу - так называется наземная отработка последовательности действий каждого члена экипажа при боевом вылете. Раньше проигрыш вылета часто задерживался, а то и вовсе срывался: поздно приходили данные о времени нанесения удара - ведь только зная его, можно установить время выхода на цель каждого экипажа. Затем мы решили не ждать, а составл