Основные этапы развития и конструктивной эволюции техники в области самолетостроения
Страница 3

Изучая полет птиц и создавая летающие модели, он накопил опыт для работы по созданию аэроплана. Однако, если предшествующие работы он смог выполнить за счет своих личных ограниченных средств, то сооружение

большой летательной машины требовало затраты таких значительных денежных сумм, которыми не располагал изобретатель. Он обратился в Воздухоплавательную комиссию военного министерства. Здесь ему помог

Д. И. Менделеев: Можайскому отпустили средства на опыты над моде­лями «летательного аппарата». В число опытов входило изучение воздуш­ного винта, определение наиболее выгодного угла атаки лопастей и опре­деление числа последних, определение размеров несущей хвостовой поверх­ности и изучение двигателя.

 

Средства, отпущенные на ра­боту, были недостаточны, да и вы­давали их с трудом. Изобретатель испытывал крайнюю нужду, и да­же начальнику Главного штаба пришлось подтвердить, что Мо­жайскому угрожает «окончательное разорение всей семьи».

Преодолев все трудности, Мо-­ жайский добился успешного исхо­да предварительных опытов и пе­решел к работе по сооружению аэроплана, состоящего:

Рис. 5. Проект самолета, разработанный

А. Ф. Можайским в 1878 году. — По рисунку

в привилегии, выданной изобретателю

в 1881 году.

«1. из лодки, служащей для помещения машины и людей; 2. из двух неподвижных крыльев; 3. из хвоста, который может подыматься и опускаться и служить для изме­нения направления полета вверх и вниз, равно через движущуюся в нем вертикальную площадь вправо и влево получать направление аппарата в стороны; 4. из винта, большого переднего; 5. из двух винтов малых на задней части аппарата, служащих к уменьшению размеров переднего винта и для поворотов вправо и влево; 6 из тележки на колесах, которая слу­жит отвесом всего аппарата и для того, чтобы аппарат, поставленный площадью своих крыльев и хвоста на­клонно, около 4 градусов к горизонту, переднею частью вверх мог сперва разбежаться по земле против воздуха и получить ту скорость, которая необходима для парения его; 7. из двух мачт, которые служат для укрепле­ния крыльев и связи всего аппарата по его длине и для подъема хвоста».

Для привода воздушного винта Можайский предложил двигатель внут­реннего сгорания. Снабженный фюзеляжем в виде лодки, аэроплан должен был, по мысли изобретателя, иметь возможность садиться и на сушу и на воду.

Первый русский аэроплан, проект которого относится еще к 1878 г., обладал теми элементами, которые были разработаны другими русскими и зарубежными строителями самолетов только через тридцать лет.

В 1881 г. А. Ф. Можайский получил привилегию на свое изобретение. Опубликованный в русском «Своде привилегий» первый проект аэро­плана стал известен и русским, и зарубежным предпринимателям. Однако никто из них не заинтересовался новым делом. Можайский продолжал хлопоты

о помощи правительственных организаций. Он обращался в военное министерство, искал поддержки в министерстве финансов и даже пытался действовать через министерство двора. После многих хлопот и труда ему все же удалось построить первый в мире аэроплан.

После первых проб, закончившихся неудачно, изобретателя лишили поддержки, его собственные небольшие средства были давно исчерпаны. Вместо того чтобы дать возможность исправить ошибки, неизбежные в та­ком новом деле, творение Можайского забросили. Он не смог добиться поддержки вплоть до самой смерти в 1890 г.

Александр Федорович Можайский—творец первого русского само­лета — далеко опередил строителей первых аэропланов за рубежом: Адера, Максима, Филиппса и других. Первый аэроплан Адера «Эол» был создан только в 1890 г., аэроплан Максима — в 1894 г. и т. д. К тому же рус­ский изобретатель не располагал и сотой долей тех средств, которые были в распоряжении того же Адера, истратившего на свои опыты около полу­миллиона франков из своих личных средств и около семисот тысяч фран­ков правительственных субсидий. Широко известный как изобретатель пулемета и пушечный король Хайрэм Максим израсходовал на свой само­лет, сооруженный в 1894 г. 300000 рублей золотом. О таких средствах Можайский не мог и мечтать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7