Основные этапы развития и конструктивной эволюции техники в области самолетостроения
Страница 2

Такое положение привело к тому, что первый управляемый аэростат появился в России сравнительно поздно.

В феврале 1907 г. при Главном инженерном управлении создали ко­миссию под председательством Н. Л. Кирпичева, получившую задание произвести необходимые опыты и построить большой дирижабль. К рабо­там были привлечены исследователи: Н. Е. Жуковский, А. Н. Крылов, В. В. Кузнецов, Е. С. Федоров, К. А. Антонов, Д. М. Смирнов и дру­гие. Проект разработали под непосредственным руководством Н. И. Утешева. Постройка несколько затянулась, и только 30 июля 1910 г. дири­жабль «Кречет» совершил первый полет. Это был крупный по тому вре­мени воздушный корабль. Его объем составлял около 6000 куб. метров.

Позднее начали, но раньше — в 1908 г. — закончили под руководством А. И. Шабского постройку небольшого дирижабля «Учебный». Летом 1909 г. был доставлен в Россию купленный во Франции дирижабль, получивший название «Лебедь». В том же году был принят еще один французский дирижабль, получивший название «Беркут».

Рис. 3. Чертежи дирижабля „Кречет", построенного в России и совершавшего-

полеты в 1910 году.

В России соорудили также несколько небольших дирижаблей: «Голубь» в 1910 г., строители Б. В. Голубов и Д. С. Сухаржевский; «Ястреб» в 1910 г.: строитель А. И. Шабский; «Кобчик» в 1911 г. — С. Немченко

Рис.4. Проект цельнометаллического корабля, разработанный К.Э.Циолковским.

и А. Е. Гарут; «Сокол» в 1911 г. — Б. В. Голубов и Д. С. Сухаржевский; «Микст» в 1911 г._ А. И. Шабский. Затем Б. В. Голубов

и Д. С. Сухаржевский построили большой дирижабль «Альбатрос» (9600 куб. метров), использованный для бомбежки немцев во время наступившей вскоре войны. В начале войны соорудили по проекту А. И. Шабского большой дирижабль «Гигант» (20000 куб. метров).

Все это, однако, было очень скромным по сравнению с тем, что было пo плечу русский новаторам. Ведь еще в 1911 г. К. Э. Циолковский, пред­лагая военному министерству соорудить по его проекту цельнометалличе­ский дирижабль, писал:

«Не согласится ли Главное инженерное ведомство принять этот последний проект - безвозмездно или (если будет такое благоволение) за самую ничтожную сумму по усмотрению ведомства . Притом я берусь предвари­тельно с небольшими расходами устроить непроницаемую металлическую

оболочку для управляемого аэростата любого объема от одного до 100 000 куб. метров вместимостью».

Предложение Циолковского тогда отвергли.

ПЕРВЕНЦЫ

Русские новаторы очень рано приступили к практической работе по

созданию самолета. Одним из первых провел большую работу Александр

Федорович Можайский.

Моряк по профессии, он заинтересовался парящим полетом, изучал по­лет воздушного змея. С 1873 г. он пытался осуществить подъем при помощи воздушного змея. Преодолев неудачи, он добился того, что в 1876 г.

ему удалось совершить первые подъемы: « . два раза поднимался в воз­дух и летал с комфортом». Для подъема змея его буксировали тройкой лошадей, запряженных в телегу. Сообщение о полетах Можайского в 1876 г. опубликовано в «Кронштадтском вестнике» за 1877 г.

Осуществив подъем человека на воздух при помощи гигантского змея, Можайский далеко опередил зарубежных деятелей. Только в 1886 г. Майо во Франции сумел запустить воздушный змей с нагрузкой, примерно соответствующей весу человека. Лишь в конце девяностых годов XIX в. Харгрэв в Австралии и Баден-Поуэл в Англии начали свои работы по подъему на змеях людей, осуществленному русским изобретателем еще в 1876 г.

Кроме опытов со змеями, Можайский устраивал и испытывал летаю­щие модели с приводом воздушных винтов пружиной. Его летающая мо­дель 1876 г. могла держать в воздухе до килограмма полезной нагрузки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6