Основные этапы развития и конструктивной эволюции техники в области самолетостроенияСтраница 11
Опыт создания аэродинамического института и лабораторий Н. Е. Жу- коеским крепко помог созданию подобных учреждений в зарубежных стра- нах. Опыт П. Н. Нестерова лег в основу всего последующего развития техники высшего пилотажа и техники самой мужественной формы воздушного боя.
Воздушный винт с изменяемым в полете шагом, реактивные закрылки, моторы и воздушные тормоза, изменяемая в полете площадь крыла и иное, вплоть до управления самолетом по радио, которому принадлежит, будущее, находит свои истоки в творчестве русских техников-новаторов.
Русская техническая мысль так обогатила мировую теорию и практику авиации, что на ее завоевания опирается в своем развитии вся авиация.
Воздушные винты всех самолетов во всем мире и теперь рассчиты- ваются на основе вихревой теории, разработанной тогда Николаем Его- ровичем Жуковским. Именно Жуковский и его ученик и личныйдруг Сер- рей Алексеевич Чаплыгин создали теорию крыльев.
В 1902 г., продолжая дело Жуковского, Чаплыгин написал работу
«О газовых струях», значение которой для развития авиационной техники открывается с должной полнотой только в ниши дни. Дело этим не ограничилось, что показывают такие работы Чаплыгина, как его труд еще
1910 г.: «O давлении плоско-параллельного потока на преграждающие тела».
Чаплыгину, также принадлежат работы: «Теория решетчатого крыла», «Схематическая теории разрезного крыла аэроплана», «К общей теории крыла моноплана», «О влиянии плоско-параллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло» и другие.
Чаплыгин создал общую теорию крыльев, так же как Жуковский - общую теорию воздушного винта.
В статье, посвященной С. А. Чаплыгину, о теории самолета справедливо
сказал А. Н. Крылов, упомянув, в частности, о войне 1914—1918 гг.:
«Теория и способ расчета этого механизма, который человечество иска- ло с легендарных времен Икара, в значительной мере принадлежат Н. Е. Жуковскому и С. А. Чаплыгину.
Работы Чаплыгина и Жуковского приобрели всемирную известность . Имена Чаплыгина и Жуковского не замалчивают, да и трудно замолчать, когда все 191 000 аэропланов, действовавших в мировую войну [первую, — В. Д.,], летали на крыльях — форма, профиль, теория и расчет которых «были даны Чаплыгиным».
В 1898 г. в речи «О воздухоплавании» Н. Е. Жуковский, справедливо указывал, _что будущее принадлежит самолетам и геликоптерам, напомнил древний миф о полетах скифа Анахарсида на золотой стреле.
«Существует древний миф - говорил Н. Е. Жуковский, — о человеке, летающем на стреле по воздуху. Я думаю, что этот миф очень близко подходит к основной идее аэроплана. Аэроплан есть же стрела, быстро несущаяся по воздуху под малым углом наклонения к направлению своего движения».
В этих словах отца русской авиации четко указан тот путь, по которому идет самолетостроение, стоящее в наши дни перед задачей создания сверхскоростных самолетов, полностью подобных стреле.
Список использованной литературы:
1. «Русская техника» - Данилевский В. В.
2. «История техники» - Зворыкин А. А.
3. Электронное учебное пособие (конспект лекций)