Основные этапы развития и конструктивной эволюции техники в области самолетостроения
Страница 10

Вслед за Нестеровым осуществил мертвую петлю Пегу и другие летчи­ки за рубежом. Пегу публично при­знал первенство Нестерова.

В дальнейшем всеми летчиками мира было признано то, что предви­дел Нестеров, сказавший: «По всей вероятности, эти мертвые петли и другие сопутствующие им явления сделаются обязательными предмета­ми авиационных курсов».

Русскому основоположнику высшего пилотажа П. Н. Нестерову при­надлежит также слава создания но­вой формы воздушного боя широко, примененной советскими летчиками в борьбе с немецко-фашистской авиа­цией. Это — воздушный Тиран.

26 августа 1914 г. штабом главно­командующего Юго-Западным фронтом была послана верховному коман­дованию телеграмма следующего со­держания:

 

«Сегодня около полудня австрий­ский аэроплан летал над Жолкиевом, намереваясь сбрасывать бомбы. Штабс-калитан Нестеров полетел за ним, скоро догнал и ударил неприя­тельский аэроплан сверху своим аэропланом. Оба аппарата упали. Летчики разбились насмерть».

Новатор-герой П. Н. Нестеров навсегда вошел в историю, как творец самой мужественной формы воздушного боя.

Навсегда вошли в историю имена многих из его современников — летчиков, изобретателей, конструкторов и других представителей русского творчества в авиации и воздухоплавании. Величие их дел особенно ощу­тимо при воспоминании о том, что оно имело место в стране, правители которой не позаботились развернуть в необходимых размерах отечествен­ное моторо- и самолетостроение.

В стране тогда почти не было опытных баз. Данные по продувкам самолетов и их деталей приходилось в значительной части брать из работ французских, английских и других исследователей, так как отечественных продувок было еще очень мало. И тем разительнее то, что даже при та­ких условиях русские новаторы завоевали первенство в решении важнейших задач развития авиации.

Значение достижений русских техников-новаторов в истории развития

самолетостроения.

Теперь, конечно, мы легко видим много наивного в отдельных предло­жениях забытых новаторов. Сегодня просто судить о том, что не по боль­шой дороге развития техники шли те, кто стремился создать аппараты,

взмахивающие крыльями подобно птице и т. д. Но, если мы хотим быть справедливыми, то уместно вспомнить слова, которые любил повторять

К_ Данилевский, строитель первого в России управляемого воздухоплавательного снаряда, осуществившего систематические полеты: «Ничего нет легче вчерашнего, ничего нет труднее завтрашнего».

Попытки сотен русских новаторов, штурмовавших в прошлом небо, при- вели к тому, что в стране были испробованы решительно все, какие толь- ко можно придумать, способы для осуществления полета. Эти сотни попы- ток привели к тому, что в нашей стране были осуществлены дела, дающие право сказать: великий русский народ внес самый выдающийся вклад в мировую историю авиации. Россия — родина геликоптера, как доказывают проект и опыты М. В. Ломоносова. Россия ¾ родина самолета, как свидетельствует привилегия А. Ф. Можайского, осуществившего также первые подъемы человека на воздушном змее. Россия — родина аэростата, как об этом говорят документы о полете Крякутного. Россия — родина цельнометаллического дирижабля, изобретенного К. Э. Циолковским. Рос- сии принадлежит первенство в изобретении стратостата, впервые предлон- женного Д. И. Менделеевым.

России принадлежат: идея использования негорючего газа для возду- хоплавания, идея создания отсеков на дирижабле и другие передовые идеи, впервые разработанные Третесским, Соковниным. Переносные газгольдеры, ранцевый парашют, гидросамолет — русское изобретение.

Тянущий винт, рули поворотов, коробчатый фюзеляж, колесное шасси, лыжи для самолетов, двухсторонняя обтяжка крыла, сосредоточение управ- ления рулями поворотов и элеронами в одной рукоятке, штурвальное управление — тако далеко не полный перечень русских изобретении, ис- пользуемых современным мировым самолетостроением.

Страницы: 6 7 8 9 10 11