История дирижаблестроения и становление аэростатики как наукиСтраница 16
Но все же при помощи простых вычислений оказывается, что такие солнечные батареи выгодны: при объеме дирижабля 50 000 м3 и площади оболочки 7000 м2 они дают около 100 кВт электроэнергии, то есть шестую часть общей, которая затрачивается. Не так уж много, но и немало. Интегрированный двигатель, то есть использующий сразу несколько видов энергии, является наиболее экономичным.
Эта идея уже реализуется в Японии. В настоящее время разрабатывается проект стратосферного дирижабля объемом 400 000 м3 и площадью солнечных батарей 4400 м2. Мощность электродвигателей составляет 513 кВт. А небольшие аппараты такого типа уже строятся.
Другой проект предусматривает в качестве энергии для движения дирижабля атомную. С одной стороны, дирижабли в состоянии поднимать в воздух огромные грузы, в том числе реактор с биологической защитой и газовые турбины, и использование атомной энергии позволило бы двигателю достигать фантастической мощности. С другой стороны, существует вероятность аварии такого аппарата (последствия, очевидно, легко себе представить, если вспомнить об известных событиях в Чернобыле и в двух японских городах) несмотря на большую безопасность аэростатической техники по сравнению с авиационной; кроме того, еще нужно выяснить, оправдает ли себя такой аппарат с экономической точки зрения.
Но все же проект создания дирижабля на атомном ходу очень заманчив и уже разрабатывается в Австрии и в других странах. По одному из проектов масса силовой установки самого атомодирижабля составит 54 т, а перевозить он сможет 200 т груза либо (пассажирский вариант) 800 человек плюс 60 т груза, что, согласитесь, немало. Объем дирижабля — 360 000 м3, а длина — 324 м. Таким образом, реактор, и так снабженный биозащитой, будет удален от пассажирских кают на 150—200 м. А вариант термоплана, грузоподъемность которого составит 9000 т, разрабатывается С. М. Егером. Перспективы заманчивые.
8. Заключение
Популярность аэростатов и дирижаблей в последнее время стала расти. Летательные аппараты легче воздуха начали обретать новую жизнь. Эра воздухоплавания начиналась с фантастических идей, в которые никто не верил, и продолжается по сей день, но уже с осознанием перспективности этого направления науки.
К своему первому полету человечество шло по двум основным направлениям. Одно связано с созданием аэродинамической подъемной силы для поддержания самого летающего объекта в воздухе, в другом - используется аэростатический принцип, физический смысл которого заключен в разности плотностей воздуха, окружающего тело, и газа, которым наполнена его оболочка. Другими словами, в основе этого принципа лежит закон Архимеда, открытый еще в 250 г. до н.э. Но, несмотря на кажущуюся сегодня простоту и очевидность этого закона, понадобилось более 1500 лет, чтобы осуществить первый свободный подъем человека в воздух. Аэростатическая техника начала завоевывать все новые и новые позиции - поначалу она служила для экспериментальных полетов, спортивных мероприятий и развлечений, а затем для науки, промышленности и военных целей. Сейчас аэростатика со ее богатым опытом заняла свою достойную нишу в человеческой жизнедеятельности. Воздухотехника стала популярным видом пассажирского транспорта. В наше время появляется все больше сторонников такого вида летательных аппаратов и его разнообразного использования. Это объясняется не только тем, что совершенствуются технологии производства, материалы и топливо, но и тем, что аэростатическая техника решает многие вопросы, связанные с экологией и в целом с антропогенным влиянием на планету.
Прототип военного беспилотного дирижабля High Altitude Airship
Дирежаблестроение прошло путь от вычурных идей энтузиастов, через золотой век бурного роста и почти фанатичного увлечения этими удивительными машинами, до полного забвения и почти через столетие вернулось к новым горизонтам своего применения, которые эти исполинские машины обязательно завоюют благодаря улучшенным материалам, перспективным задачам и новым областям применения этих летающих крепостей. Недаром футуристы начала века не представляли будущее без дирижаблей. Эти огромные и в тоже время невесомые гиганты всегда привлекали человеческое внимание не только своими размерами, но и потрясали воображение грацией и торжеством инженерной мысли.