Многоцелевой вертолет Bell UH-1 IroquoisЛетательные аппараты / Аэродинамические / Моторные / Аппараты с неуправляемым течением пограничного слоя / Вертолёты / Вертолеты США / Многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois
В июне 1955 г. Армия США выбрала проект компании Bell Helicopter Company, обозначенный как Bell Model 204. Новый вертолет стал известен в армии под обозначением H-40 (HU-1) и получил имя Iroquois. Первый заказ распространялся на три опытных экземпляра XH-40. Опытный вертолет поднялся в воздух 22 октября 1956 г. и использовался компанией Bell для испытаний и доработок. Непосредственно перед первым полетом были заказаны шесть предсерийных образцов YH-40, и все они были поставлены в августе 1958 г. Запущенные в производство девять окончательных предсерийных вертолетов HU-1A были поставлены 30 июня 1959 г., а за ними поступили в эксплуатацию 74 серийных экземпляра.
Эти машины имели двойное управление и использовались в качестве учебно-тренировочных вертолетов для полетов по приборам. Первое крупное использование вертолетов за океаном состоялось в Корее. Вертолеты HU-1A были среди первых армейских вертолетов США, которые действовали во Вьетнаме. Вертолеты Model 204 показывают свою принадлежность к компании Bell стабилизирующим стержнем, расположенным над несущим винтом под прямым углом к его двум лопастям, а также маленькими рулями высоты, прикрепленными к задней части фюзеляжа. Трубчатое полозковое шасси было идеальным для операций общего назначения. В кабине размещались два члена экипажа и шесть пассажиров или двое носилок. Силовая установка состояла из турбовального двигателя Avco Lycoming T53-L-1A мощностью 522 кВт, и это делало вертолет Model 204 первым летательным аппаратом, оснащенным турбиной – винтокрылого типа или с неподвижным крылом, который был заказан Армией США.
За вертолетами HU-1A поступили в эксплуатацию усовершенствованные вертолеты HU-1B, которых было построено более 700 экземпляров. Ранний серийный вариант имел двигатель Avco Lycoming T53-L-5 мощностью 716 кВт, а поздняя серийная модель получила двигатель T53-L-11 мощностью на валу 820 кВт. Другие усовершенствования вертолета HU-1B включали перепроектированные лопасти несущего винта и увеличенную кабину, способную вместить двух членов экипажа и семь пассажиров или трое носилок.
Осенью 1965 г. вертолет UH-1B был замещен в производстве вертолетом UH-1C, который имел “прикрепленный на шарнирах” винт с широкими лопастями. Этот новый несущий винт обеспечивал небольшое увеличение скорости и повышение маневренности. Несколько вертолетов UH-1A, действовавших во Вьетнаме, были оборудованы ракетным блоком и двумя пулеметами калибра 7,62 мм для ближней поддержки; успех этого вертолета привел к тому, что многие вертолеты UH-1B использовались на тех же ролях, вооруженные, в основном, четырьмя установленными по бокам пулеметами калибра 7,62 мм или двумя симметрично установленными блоками, каждый из которых содержал 24 ракеты.
Другие военные варианты вертолета Model 204 включали вертолет UH-1E для Американского корпуса морской пехоты, оборудованный лебедкой для подъема людей, тормозом несущего винта и электронным оборудованием. Первый вертолет был поставлен 21 февраля 1964г., а с октября 1965г. на серийные машины стал устанавливаться новый несущий винт компании Bell с шарнирной подвеской лопастей; вертолет UH-1F для ВВС США, с турбовальным двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 962 кВт с несущим винтом большего диаметра и способный разместить пилота и 10 пассажиров; аналогичный ему учебно-тренировочный вариант TH-1F; вертолет HH-1K для ВМС США, подобный вертолету UH-1E, но с двигателем T53-L-13 мощностью 1044 кВт; вертолеты TH-1L и UH-1L – соответственно, учебно-тренировочный и общего назначения с двигателем T53-L-13; три вертолета UH-1M, оснащенные оборудованием ночного видения. Вертолет Моdel 204B строился для гражданского использования и военного экспорта.
Он имел 10 посадочных мест, несущий винт большего, чем у UH-1F, диаметра и двигатель T53-L-1 1 . Модели 204B и UH-1 были построены японской компанией Fuji, а в 1967г. эта компания представила вертолет Fuji-Bell 204B-2, который отличался от Модели 204B более мощным двигателем и тянущим хвостовым винтом.
1 мая 1968 г. компаниями Bell Helicopter и Pratt & Whitney Aircraft было достигнуто соглашение о продолжении усовершенствования нового вертолета на базе вертолета Bell Model 205/UH-1H Iroquois. Первый из десяти таких вертолетов поступил в вооруженные силы Канады 6 марта 1968 г. под названием CUH-1H. Его силовой установкой являлся турбовальный двигатель Textron Lycoming T53-L-13 с мощностью на валу 1044 кВт. Однако было решено применить два турбовальных двигателя. Усовершенствования привели к созданию военного вертолета Bell Model 212.
Революционной в техническом отношении была силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC). Она состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг, в то время как для усовершенствованного турбовального двигателя Лайкомин T53 она составляла 4,19 кВт/кг. Было и еще одно очень значительное преимущество: при установке двигателя РТ6Т-3 на вертолет Модель 212 выходная мощность во время взлета ограничивалась величиной 962 кВт. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.
Поставки для ВВС США военных вертолетов Модель 212 под обозначением UH-1N были осуществлены в 1970 г., а для ВМС и Корпуса морской пехоты в 1971 г. Первый вертолет CUH-1N (CH- 135) был передан вооруженным силам Канады 3 мая 1971 г. У него была цельнометаллическая конструкция фюзеляжа, бесстоечное лыжное шасси, двухлопастный цельнометаллический полужесткий несущий винт и двухлопастный хвостовой винт. Примерно в то же время была разработана 14-местная коммерческая версия Twin Two-Twelve. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием. С 30 июня 1971 г. вертолеты этого типа получили разрешение на дозаправку в воздухе, для чего потребовалось новое электронное оборудование, приборная панель и система управления автоматической стабилизации. В июне 1977г. Два-Двенадцать стал первым вертолетом с неубирающимся поплавковым шасси, получившим разрешение на проведение дозаправки в воздухе с одним пилотом. 8 вертолетов Модель 212 в 1979 г. были поставлены Китаю. Вертолеты Модель 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta. Первые поставки этих вертолетов были осуществлены в 1971 г. У модификации АВ.212АSW был усилен каркас вертолета, установлены палубные шасси и турбовальный двигатель компании PWAC PT6T-6 Твин-Пак мощностью на валу во время взлета 1398 кВт.
Основные тактико-технические характеристики UН-1
Год принятия на вооружение – 1960
Диаметр главного винта – 13,41 м
Диаметр хвостового винта – 2,59 м
Длина – 12,98 м
Высота – 3,84 м
Масса, кг
- пустого – 2300
- максимальная взлетная – 4309
Внутренние топливо – 916 + опционально 1325 л
Тип двигателя – 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-11
Мощность – 1 х 1115 л.с.
Максимальная скорость – 238 км/ч
Крейсерская скорость – 204 км/ч
Практическая дальность – 615 км
Дальность действия – 383 км
Скороподъемность – 425 м/мин
Практический потолок – 3500 м
Статический потолок – 3230 м
Экипаж – 1-2 чел
Полезная нагрузка: 8 солдат или 3 носилок, 2 сидячих раненых и 1 сопровождающий или 1361 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение (опционально): 1 7.62-мм пулемет М60 в дверце кабины или 4 7.62-мм пулемета М60 на направляющих по бокам фюзеляжа. Возможна подвеска 2 пакетов с 24 70-мм НУР
Смотрите также
Discus C
Discus C от AEROS – идеальный выбор для пилота, которому нужен дельтаплан, обладающий высоким аэродинамическим качеством и в то же время сохраняющий легкий вес и простоту управления.
Стандартн ...
Полет на буксире
В последнее время взлет планера осуществляют, как правило, путем его буксировки легким одномоторным самолетом. Обычно буксируют один планер, однако также применяют буксировку двух, трех или четырех пл ...
Конкуренты не дремлют
Между тем иностранные конкуренты наших дирижаблестроителей проявляют большую активность на новом рынке. Есть опасения, что, если не начать воплощать отечественные проекты дирижаблей «в железо&ra ...