Многоцелевой вертолёт Kaman Aerospace SH-2 Seasprite

Компания Kaman Aerospace в конце 1957 г., выиграв конкурс, получила контракт на четыре опытных и 12 серийных всепогодных вертолетов общего назначения Kaman HU2K-1. Вертолет разработан фирмой Kaman во второй половине 50-х годов по заказу ВМФ США. Он предназначался для проведения поисковых и спасательных операций на море. Однако наибольшее распространение получили его модификации, предназначенные для борьбы с подводными лодками.

Опытный вертолет этого типа под обозначением HU2K-1 совершил первый полет 2 июля 1959 года. Выпускавшиеся серийно вертолеты (к середине 60-х годов было построено около 170 машин) имели обозначение UH-2A и В и представляли собой выполненные по одновинтовой схеме с рулевым винтом однодвигательныс вертолеты с трехстоечным колесным шасси. Основные стойки шасси, снабженные сдвоенными пневматиками, в полете убираются в ниши в фюзеляже. Задняя стойка с одним пнсвматиком не убирается. Вертолет имеет фюзеляж самолетного типа, в передней кабине которого располагается экипаж из двух человек, а в грузовой кабине могут разместиться до 10 человек или соответствующий по весу груз. Для обеспечения возможности размещения вертолета на кораблях небольшого водоизмещения хвостовая балка и лопасти несущего винта выполнены складывающимися. Силовая установка на вертолетах модификаций UH-2A и В состояла из одного газотурбинного двигателя мощностью 920 кВт.
В противолодочном варианте на вертолет устанавливалась поисковая РЛС LN-66HP, систему обнаружение магнитных аномалий ASQ-81, систему РЭР.

Модификации вертолета
UH-2A – вариант с одним турбовальным двигателем Дженерал Электрик T58-GE-8B мощностью 932 кВт и оборудованием для полетов по приборам. 88 машин.
UH-2 Tomahawk – опытный вертолет для поддержки наземных войск; оценочные испытания армией проводились в 1963-1964гг. В носовой части была размещена турельная установка, на которой могли быть установлены четыре пулемета М-6 калибром 7.62мм с боезапасом 8000 патронов, гранатомет М-5 калибром 40мм с боезапасом 150 гранат, одноствольная пушка М-39 калибром 20мм или трехствольная пушка М-61 калибром 20мм с боезапасом 300 снарядов. На пилонах по бокам фюзеляжа устанавливались два контейнера по 19 НАР калибром 70мм или 6 ПТУР.
UH-2B – вариант, аналогичный UH-2A, но оснащенный только для полетов в условиях хорошей видимости. 102 машины.
UH-2С – новое обозначение UH-2A/UH-2B с с двумя двигателями фирмы General Electric T58-GE-8B мощностью по 940кВт каждый. С мая 1967 года в эту модификацию переоборудовались ранее выпущенные вертолеты модификаций UH-2A и В. При этом на них устанавливалось новое электронное оборудование для полетов в сложных метеорологических условиях, броневая защита для экипажа и вооружение (три пулемета калибром 7.62мм).
NUH-2С – один вертолет UH-2C, оснащенный средствами доставки и запуска ракет Sidewinder и Sparrow III.
NUH-2D – вертолет NUH-2C, переоборудованный для испытания вертолетов с небольших, не авианесущих кораблей.
НН-2С – поисково-спасательный вариант вертолета UH-2C с турельной установкой Minigun и четырехлопастным хвостовым винтом.
НН-2D – аналог HH-2C, но без вооружения и брони. Поисково-спасательный вертолет для береговой охраны США. Поставка шести вертолетов этой модификации осуществлена в 1970 году.
SH-2D – многоцелевой вертолет с оборудованием для поиска и борьбы с подводными лодками. В состав экипажа введен оператор бортового радиоэлектронного оборудования. В 1971 году в эту модификацию переоборудовано 20 вертолетов UH-2.
YSH-2E – две модификации HH-2D, которые имели усовершенствованный радар и оборудование системы LAMPS Мк.1.
SH-2F Seasprite – созданная в начале 70-х годов модификация вертолета американской фирмы Kaman SH-2 Seasprite для многоцелевой системы LAMPS Мк.1, включающей вертолет и корабль с соответствующей радиоэлектронной аппаратурой. В составе этой системы вертолет обеспечивает поиск, слежение и уничтожение подводных лодок противника, поиск и наблюдение за надводными кораблями, целеуказание противокорабельным ракетным комплексам, а также проведение поисково-спасательных работ и транспортирование грузов. Для выполнения этих задач на вертолете смонтировано новое бортовое радиоэлектронное оборудование, включающее в себя поисковую РЛС, буксируемый магнитный обнаружитель, обнаружительный приемник и аппаратуру навигации и связи. На вертолете установлены более мощные двигатели T58-GE-8F (по 990 кВт каждый) и новый несущий винт.

В сентябре 1983 года фирма Kaman возобновила производство вертолета SH-2F Seasprite системы LAMPS Мк.1. Вновь произведенные вертолеты предназначены для базирования на кораблях небольшого водоизмещения, с которых вертолеты SH-60B Sea Hawk системы LAMPS Мк.3 использоваться не могут из-за большого веса. В соответствии с контрактом к середине 1985 года в ВМС США поставлены первые 36 вертолетов. Общая потребность составляет около 90 единиц.

Фирма Kaman по своей инициативе разработала вариант вертолета SH-2F. В отличие от предшествующей, новая модификация оснащена более мощным газотурбинным двигателем Т700 фирмы General Electric. К другим ее преимуществам западные специалисты относят высокую надежность, экономичность (расход топлива снижен на 20%), простоту конструкции и технического обслуживания. В зависимости от пожеланий заказчика предусмотрено оснащение SH-2F различными образцами специального оборудования и вооружения. Так, вертолет, на котором установлены опускаемая гидроакустическая станция (вместо радио гидр о акустических буев) и процессор, обрабатывающий поступающую от нее информацию, предназначается для продажи Тайваню. По заявке командования ВМС Южной Кореи вертолет оборудуется поисковой РЛС и английскими противокорабельными ракетами “Sea Skua”.

SH-2G Super Seasprite – многоцелевой морской вертолет, разработанный американской фирмой Kaman Aerospace на базе многоцелевого вертолета SH-2F Seasprite. Вертолет предназначен для выполнения следующих задач – основная: противолодочная, дополнительные: минный тральщик и постановщик мин, вертолет наблюдения, поисково-спасательный вертолет и вертолет огневой поддержки десанта. На вертолете установлена многоцелевая РЛС Litton LN-66HP и поисковая РЛС APS-143, система наведения на базе AN/AAQ-16 FLIR и AN/AAQ-22, системы РЭР AN/ALR-66(V)1(предупреждения о облучении РЛС), AN/ALR-93 (система подавления помех), AN/AAR-47 (ракетное предупреждение), AN/ALQ-144 (подавление ИК помех) и AN/ALE-39 (система постановки активных и пассивных помех). Для обнаружение подводных лодок используется система Litton’s ASN-150 Tactical Navigation (TACNAV) и системой обнаружения магнитных аномалий AlliedSignal AN/AQS-18A. Кроме ВМС США (флотилии HSL-94 и HSL-84) вертолет поставляется в ВМС Австралии SH-2G(A), Новой Зеландии и Египта SH-2G(E).

Тактико-технические характеристики UH-2C (SH-2G)
Год принятия на вооружение – 1962 (1991)
Диаметр главного винта – 13,41 м
Диаметр хвостового винта – 2,46 (2,48) м
Длина – 12,06 (12,19) м
Высота – 4,72 (4,58) м
Масса, кг
- пустого – 3190 (3500)
- максимальная взлетная – 5805 (6115)
Тип двигателя – 2 ГТД General Electric T58-GE-8F (T700-GE-401C)
Мощность – 2 х 1370 л.с. (2 х 1360 л.с.)
Максимальная скорость – 265 (261) км/ч
Крейсерская скорость – 230 (222) км/ч
Практическая дальность – 680 (1008) км
Продолжительность полета – 4,30 ч.мин
Практический потолок – 6880 (6220) м
Статический потолок – 5500 (5360) м
Экипаж – 3 чел
Вооружение: Возможна установка 2 7.62-мм пулеметов. Боевая нагрузка – 544 кг на 2 узлах подвески: 15 сонобуев, 2 противоволодочные торпеды Mk.46.
На SH-3G Super Seasprite: до 8 десантников или 2296 кг груза. 1 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка – 726 кг на 2 узлах подвески: 2 торпеды Mk. 44 или Mk. 46 или Mk.50 ALWT, или 2 ПКР AGM-119B Penguin или Sea Skua , или 2 УР “воздух-поверхность” AGM-65 Maverick или AGM-114 Hellfire возможна подвеска УР “воздух-воздух” AIM-7 и AIM-9. 

Смотрите также

Оскуллирующие элементы
Чтобы охарактеризовать ориентацию орбиты в пространстве, нужно прежде всего задать базовую систему координат, начало которой совпадает с фокусом орбиты O (т.е. с центром Земли). За основную плоскость ...

Дельтаплан Discus
Не у всех есть желание и возможность принимать участие в соревнованиях мастеров. Многие пилоты просто любят летать по маршрутам или парить в хорошо знакомых местах. Но полеты на дельтапланах начальног ...

Клеи для деревянных воздушных винтов дельтаплана
Прочность клеевого соединения обеспечивается силами сцепления затвердевшего клея с поверхностями склеиваемых деталей, а для древесины — отчасти впитыванием клея в поры. Наибольшая прочность скле ...