ВСР Мусачево КОМЕТА Спортивный планерЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Планеры / История и виды планеров разных стран / Планеры Болгарии / ВСР Мусачево КОМЕТА Спортивный планер
В 1957 году ЦК ДОСО объявляет конкурс по разработке проекта одноместного планера для высоких спортивных достижений Среди представленных проектов наивысшую оценку получает проект инж. Л. Панова и инж. Д. Панчовского. Планер представлен в двух вариантах - с крылом классического профиля и с крылом ламинарного профиля.
Вариант с классическим профилем имеет размах 15,50 м и V-образные хвостовые плоскости. Выбор такой схемы хвоста обусловлен тем, чтобы избежать спиральной неустойчивости, характерной для планеров с горизонтальными и вертикальными хвостовыми плоскостями. Расчетное качество самолета - 30,5. Предусмотрена механизация крыла и резервуары для водного балласта.
Вариант с ламинарным профилем имеет размах 18 метров и расчетное качество - 40,7. В остальном он не отличается от "классики".
По счастливому стечению обстоятельств перед началом строительства планера первого варианта FAI утверждает два класса планеров:
а) "Стандарт" - с размахом до 15 м, без механизации крыла;
б) "Свободный" - без ограничений.
Новые требования FAI обусловливают необходимость переработки первого варианта проекта, чтобы можно было включить его в класс "стандартный". Коллектив из инженеров Панова, Радомирова, Панчовского и Влайчева осуществляет необходимую переработку, делают новые чертежи и на белый свет появляется болгарский планер для высоких достижений "Комета-стандарт". Прототип вылетает в начале 1960 года. Построен в мастерской аэродрома в Мусачево. Испытания продолжаются более полгода в любых условиях. Летит на восходящих потоках, на "длинных волнах", высотные полеты, перелеты, фигурный пилотаж. Испытания доказывают высокие качества планера и сразу принимается решение о его серийном производстве.
Первая серия из 10 планеров слегка отличается от прототипа. Устранена выпуклость на плексигласовом фонаре кабины, и тем самым улучшена обтекаемость. Серия известна как "Комета-стандарт II".
"Комета-стандарт II" - свободнонесущий верхнеплан с V-образным стабилизатором. Крыло снабжено воздушными тормозами. Система посадки состоит из колеса, лыжи и хвостового костыля. Конструкция - деревянная, с обшивкой из березовой фанеры и полотна. Планеры "Комета-стандарт" окрашены в ярко-желтый цвет, на хвостовых плоскостях нанесена лента болгарского трехцветного флага, а по бортам и на крыльях черной краской выписано LZ - и трехзначный номер.
Вторая и третья серии по 10 планеров каждая были построены в самолетной мастерской ДОСО аэродрома в гор. Михайловград (сегодня город Монтана. Не путать с штатом Монтана в США. Это - древнеримское имя города - бел. авт.). Эти 20 самолетов известны как "Комета-стандарт III". В этом варианте улучшена аэродинамика посредством "погружения" сиденья еще ниже, изменен и фонарь кабины. Если на прототипе он открывается сверху, то на "Комете-стандарт III" открывается посредством скольжения по рельсом вперед. Это ведет к уменьшению миделя носовой части планера при улучшенном комфорте и видимости для пилота.
"Комета-стандарт II и III" позволила в 60-х годах болгарским планеристам мериться силами при равных условиях на международных соревнованиях. В июне 1962 г. в Польше на международных соревнованиях по планерному спорту в скоростном перелете на 100 км Александр Русев ставит новый республиканский рекорд, достигнув среднюю перелетную скорость 122,9 км/ч. Симеон Крюгеров улучшает республиканский рекорд в перелете, пролетев 480 км. В скоростном перелете по треугольному маршруту Ал. Русев достигает скорости 106,77 км/ч., что лишь на 5 км/ч. ниже мирового рекорда того времени, принадлежащего Михаилу Веретенникову (СССР), поставленного, однако на планере А-15 свободного класса, с ламинарным профилем и механизацией крыла.
В 60-е годы многократно болгарские планеристы поднимаются на "Комете-стандарт" на абсолютную высоту свыше 8000 метров и пролетают расстояния свыше 300 километров.
"Комета-стандарт" представляет для авиаинженеров - конструкторов в строительстве планеров своеобразную вершину.
К сожалению, реализация "Кометы-ламинар" не осуществляется, из-за закрытия и самолетных мастерских ДОСО.
Смотрите также
Horten PARABEL Экспериментальный планер
Планер Parabel (Парабола) был построен братьями Хортен в 1938 году. Это был самый необычный из построенных братьями планеров - обводы крыльев у него были не треугольные как у остальных, а параболичес ...
Происшествия
Наиболее серьезным происшествием стала катастрофа при посадке шаттла Columbia ("Коламбия", "Колумбия") 1 февраля 2003 года. Хотя Columbia не стыковалась с МКС, проводя самостоятель ...
Винты заключенные в туннель
Расчеты, проведенные с высокой точностью на основании современной теории лопаточных машин были проверены на первых ступенях осевых компрессоров двухконтурных воздушно-реактивных двигателей, а также на ...