Вертолеты с маркой "Ка"

Вертолеты с маркой "Ка"Вертолетный научно-технический комплекс имени Камова, наряду милевским, -старейший в России. Официальная дата его создания 1948 г. Тогда Николай Ильич Камов вместе с руководимой им группой авиаконструкторов создал легкий одноместный вертолет соосной схемы Ка-8. Который получился на редкость удачной для того времени машиной. Этому успеху во многом способствовал приобретенный еще два десятилетия назад (в 1929 и 1934 гг.) опыт, когда под руководством Николая Ильича были построены автожиры КАСКР-1 и А-7. Последний даже эксплуатировался в вооруженных силах страны. Поэтому сразу после образования коллективом нового опытно-конструкторское бюро в короткое время был создан целый ряд вертолетов различного назначения, взлетного веса и аэродинамических схем.

Уже в 1949 году был выпущен на испытания одноместный корабельный соосный вертолет связи и наблюдения Ка-10 со взлетной массой 400 кг. Эта машина стала и первой учебно-базовой для подготовки летчиков Военно-Морского Флота. На ней морские летчики учились воевать над океанскими просторами. Спустя пять лет, в 1954 году, камовцы выдали двухместный корабельный противолодочный вертолет Ка-15 со взлетной массой 1400 кг. С 1969 г. на вертолеты Ка-15М стали устанавливаться стеклопластиковые лопасти. Они отличались повышенными надежностью и ресурсом. Их серийное производство впервые в мировой практике было организовано в 1968 году. Ка-15 суждено было стать и первой отечественной серийной машиной корабельного базирования.

Через два года после «пятнадцатого» камовцы подготовили к серии многоцелевой четырехместный вертолет соосной схемы Ка-18 с почти такой же взлетной массой — 1460 кг. Прошло четыре года и в 1960-м в воздух поднялся экспериментальный винтокрыл Ка-22 взлетной массой 42,5 т. Это принципиально новый тип летательного аппарата, который соединяет в себе достоинства вертолета и самолета. В 1961 г. летчик-испытатель Д.К. Ефремов вместе со своим экипажем установил 8 мировых рекордов на Ка-22. В частности, его максимальная грузоподъемность достигала 16,5 т, а скорость полета — 375 км/ч.

1961 год ознаменовался новым корабельным многоцелевом вертолетом соосной схемы Ка-25 со взлетной массой 7,2 т. Оснащен боевым комплексом радиоэлектронного оборудования и разнообразным вооружением он выпускался серийно в различных модификациях. Лучшей характеристикой ему служит тот факт, что он до сих пор состоит на вооружении ВМФ.

Следующая модель, многоцелевой восьмиместный Ка-26 (взлетная масса 3250 кг) серийно выпускается с 1965 года. По заказу гражданской авиации были подготовлены 15 различных его вариантов. Эта машина экспортировалась в 13 стран. Кстати, это первый и пока единственный отечественный вертолет, получивший сертификат по американским нормам летной годности FAR.

В начале 70-х гг. для оснащения новых авианесущих кораблей Военно-морского флота в ОКБ Камова разработали тяжелый многоцелевой корабельный вертолет Ка-27. В его конструкции камовцы воплотили свой многолетний опыт создания корабельных вертолетов. По уровню автоматизации выполнения разнообразных пилотажно-навигационных и боевых задач, по уровню концентрации современных технических решений в 70-х годах он не имел аналогов в отечественной практике. Как и большинство камовских вертолетов он выпускался серийно в нескольких модификациях. Одна из них, транспортно-боевой Ка-29. Его вооружение аналогично боевому «сухопутному» вертолету Ми-24. Фактически, камовский «двадцать девятый» — его прямой «морской» аналог. Кстати, на фирме имелся и некоторый опыт конкурсной борьбы по армейским вертолетам. В 1966 году, когда милевцы работали над проектом своей знаменитой «двадцать четверки», КБ Камова предложило свою машину аналогичного назначения — Ка-25Ф. Но тогда конкурс не был доведен до практической реализации опытных образов и закончился на «бумаге».

Так или иначе, а к своему «звездному часу», ко второму конкурсу армейских боевых вертолетов камовцы подошли с богатым опытом создания и эксплуатации сложных боевых корабельных вертолетных комплексов, доведенной до высокой степени надежности оригинальной соосной несущей системой и отработанными перспективными технологическими процессами. Это и позволило им создать боевую машину — Ка-50, которая поразительно быстро завоевала признание во всем мире.

Большая заслуга Николая Ильича Камова и в том, что вместе с созданием вертолетов в КБ быстро сформировался сплоченный коллектив профессиональных летчиков-испытателей. Все они убеждены в преимуществах «родной» соосной схемы на уже созданных машинах. Объясняется это достаточно просто: вертолеты, прошедшие через их руки, чаще всего не имеют прямых аналогов в мировой практике, отличаются оригинальностью конструкций, новейшими технологиями и обладают отличными эксплуатационными качествами. Ведь кроме неба их «экзаменовал» еще океан и Военно-Морской Флот.

В 1974 году Конструкторское Бюро возглавил С.В.Михеев — ученик и сподвижник Н.И.Камова
 

Смотрите также

PZL SZD 9 BOCIAN Спортивный планер
Первый планер был построен по проекту Василевского, Затвордницкого и Сандауэра в 1951 году. Облет первого прототипа состоялся 10.03.1952 г., второй прототип был облетан 16.06.1952. Первый серийный эк ...

О «принципиальном интересе»
Так почему же «небесные тихоходы» до сих пор не снуют между обжитыми островками огромной необитаемой части России? Беда в том, что никто из потенциальных потребителей не хочет вкладывать с ...

Почему летает дельтаплан
Дельтапланеристы это место называют склон. Но все основные события происходят выше склона — на вершине горы. И именно здесь собирается наибольшее количество зрителей. А собственно склон — ...