Эффект земли

Дельтапланерист идет на посадку. Траектория планирования, образующая с поверхностью земли угол 6, переходит сначала в криволинейную, а затем крыло скользит параллельно поверхности земли. Что произошло? Почему дельтаплан как бы увеличил аэродинамическое качество?
Давно замечено, что околоэкранный полет повышает аэродинамическое качество, и этот эффект довольно широко используют птицы и летучие рыбы. У летучей рыбы при выскакивании из воды расправляются грудные плавники, образуя большие несущие поверхности. Достигнув скорости движения около 15—20 м/с (54—72 км/ч), рыба распускает и брюшные плавники и переходит в полет над самой поверхностью воды, следуя за изгибами волн.

Кулики, чайки, гагары, поганки, утки, бакланы, лебеди и другие птицы также используют экранный эффект для своего полета. На некоторых отрезках полета они нередко летят на неподвижных крыльях, подобно летучим рыбам.

При полете птиц над водным экраном в штиль высота полета бывает минимальной, и концы крыльев (маховые перья) во время редких взмахов не достигают поверхности воды всего на несколько миллиметров. Эффект влияния экрана зависит от относительной высоты полета и с уменьшением ее значительно возрастает. Скорость полета птиц вблизи экрана увеличивается, так как растет подъемная сила и падает лобовое сопротивление. В то же время полет птицы вблизи экрана связан с трудностями, так как снижаются возможности маневрирования.

Поэтому большинство птиц летят над экраном только прямолинейно. Птицы, если встречают препятствие, отрываются от экрана, поднимаются на несколько метров вверх и, лишь обогнув его, снова снижаются к поверхности. У дельтапланериста таких возможностей нет. Причину отсутствия горизонтального маневра у птиц вблизи экрана надо видеть в том, что на этом режиме полета сложно и опасно создавать необходимый крен для парирования скольжения, когда крыло становится экра-нопланом. Дельтапланерист об этом тоже должен знать. 

Смотрите также

Топливная система
Топливная система предназначена для подачи топлива в карбюратор двигате­ля. Она состоит из бензобака, закрепленного па поддоне, топливопровода, топливозаборпика и топливного насоса. Бензобак вып ...

Эксплуатационные ограничения
Максимальная взлетная масса 360 кг Максимально допустимая скорость полета 120 км/ч Максимально допустимый угол крена 60° Скорость сваливания 55 км/ч Минимально допустимая масса пилота&nbs ...

Научно-исследовательские ИСЗ
Аппаратура, устанавливаемая на борту ИСЗ, а также наблюдения ИСЗ с наземных станций позволяют проводить разнообразные геофизические, астрономические, геодезические и др. исследования. Орбиты таких ИСЗ ...