Chase XCG-18 Транспортно-десантный планер

Chase XCG-18 Транспортно-десантный планерВ 1943 г. Армия США представили требования на транспортно-десантный планер, который можно было бы буксировать за быстроходными самолетами. За постройку такого аппарата взялся Михаил Струков. В качестве производственной базы он использовал маленькую мебельную фабрику Чейз Бразерс на Манхеттене. 30 октября, после того как крыло планера выдержало стендовые испытания, контракт был подписан. Фабрика превратилась в Чейз Эркрафт Компани, ее президентом и главным конструктором стал Струков, а его заместителем - другой известный авиаконструктор из России М.Л.Грегор (Григорашвили). 

К осени 1944 г. планер под обозначением XCG-14 (X-eXperimental, C-Cargo, G-Glider) был построен. Он представлял собой цельнодеревянный высокоплан с крылом, имевшим профиль Струкова, и несущей обшивкой из обычной фанеры. Поверхности управления были обтянуты тканью. 16 десантников размещались на откидных сиденьях в удобной грузовой кабине с боковыми дверями. Для загрузки и выгрузки техники задняя частьфюзеляжа откидывалась вбок. Двухместная кабина пилотов имела огромный фонарь оранжерейного типа. Шасси - неубираемое, трехопорное с хвостовым колесом. 

Первый полет XCG-14 состоялся 4 января 1945 г. на аэродроме Нью-Арк, недалеко от Филадельфии. Струков лично принимал участие в испытаниях в качестве второго пилота. Истребитель Р-47В буксировал планер со скоростью до 360 км/ч. Однако, несмотря на хорошие результаты, заказов на XCG-14 не поступило - легких планеров в американской армии уже было более чем достаточно. Аппаратов же среднего класса не имелось вообще, и фирма Струкова получила заказ на такой планер.

Чтобы ускорить его постройку, использовали крыло от XCG-14, а фюзеляж сделали новый. Вместо деревянной фермы Струков применил металлическую из стальных труб. Грузовая кабина вмещала 24-28 десантников или армейский грузовик. Для погрузки и выгрузки техники задняя часть фюзеляжа на шарнирах откидывалась вверх, а часть грузового пола опускалась, играя роль рампы. Трехопорное шасси имело убираемое переднее колесо. На носу опытного XCG-14А впервые появилась фирменная эмблема: изображение десантно-транспортного планера в круге, по ободу которого шли надписи Stroukoff и Avitruk. 16 октября 1945 г. планер поднялся в воздух. Этот сравнительно тяжелый аппарат оказался очень маневренным и легким в управлении. Но, несмотря на хорошие летно-технические характеристики и широкий диапазон возможного применения, XCG-14A в серию не пошел. Война кончилась, и потребность в дешевых планерах смешанной конструкции отпала. 

Струков оказался перед выбором: либо подобно большинству временных планеростроительных предприятий прекратить свою деятельность и вернуться к прежним мирным занятиям, либо продолжить рискованные попытки пробиться на загруженный послевоенный рынок летательных аппаратов. Георгиевский кавалер предпочел последнее.

В конце войны в США появилась концепция, предусматривавшая переоборудование транспортных самолетов в планеры, и наоборот в зависимости от конкретной ситуации. Весной 1945 г. Струков предложил военным проекты двух таких цельнометаллических планеров грузоподъемностью 3,6 т и 7,2 т. Предполагалось, что их безмоторный и самолетный варианты могут быть легко переоборудованы друг в друга, применяться как в отдельности, так и в паре, причем самолет должен был буксировать более тяжело загруженный планер. Струков назвал эту концепцию мама-дочка. Заказчики благосклонно отнеслись к его предложениям и в начале 1946 г. подписали контракт на постройку двух средних десантно-транспортных планеров XCG-18A. К тому времени Чейз Эркрафт Корпорейшн переехала в Западный Трентон, штат Нью-Джерси, где были созданы все последующие летательные аппараты Струкова. Штат фирмы увеличился. На ней нашли работу многие выходцы как из белой эмиграции, так и перемещенные лица из Европы (например, В.Н.Серединский, А.Анчурин, П.Протасов, которые впоследствии стали крупными деятелями аэрокосмической отрасли США). 1946 г. был связан в жизни Струкова не только с приятными моментами, но и с большим горем - смертью жены. Но, будучи на седьмом десятке, он вскоре женился и даже вновь стал отцом. Планер XCG-18A Avitruc представлял собой высокоплан со сварным ферменным фюзеляжем из стальных труб, к которым на заклепках крепилась усиленная стрингерами дюралевая обшивка. В грузовой кабине прямоугольного сечения (длина 8,25 м, ширина 2,35 м, высота 2 м) вдоль бортов стояли по 10 откидных сидений десантников и еще 10 - посередине. В санитарном варианте можно было установить оборудование для перевозки 24 раненых и двух сопровождающих. Заканчивалась кабина большим грузолюком с рампой, что позволяло загружать технику своим ходом или втягивать грузы при помощи наземной лебедки.

Для безопасности летчиков их кабина отделялась трубчатой перегородкой, а ее пол находился выше грузового. Два двутавровых стальных лонжерона вместе со стеночными и ферменными нервюрами составляли силовую конструкцию крыла, обшитого дюралевыми листами. Оснащенные электроприводными триммерами элероны и рули, как и щелевые закрылки, обтягивались тканью. Для обеспечения хороших взлетно-посадочных характеристик закрылки имели большую площадь и могли отклоняться до 75. Трехопорное шасси с носовым убирающимся колесом было спроектировано из расчета грубых посадок на неподготовленные площадки и позволяло планеру приседать для облегчения загрузки техники. 

В декабре 1947 г. два оговоренных контрактом XCG-18A были закончены, и еще три находились на разных стадиях постройки. Начавшиеся испытания первого экземпляра показали прекрасные летно-технические качества аппарата. 

Смотрите также

Gotha GO.242 Тяжелый десантный и транспортный планер
После окончания Первой мировой войны побеждённая Германия согласно Версальскому договору не могла иметь военную авиацию. Немецкие конструкторы вынуждены были все свое умение направить на создание граж ...

Межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода" Р-36М2. 15А18М (РС-2ОВ) SS-18 "Satan" (Сатана)
Количество ступеней, шт 2 Максимальная дальность стрельбы ракеты с РГЧИН,км 11000 Максимальная дальность стрельбы ракеты с "легкой" ГЧ, км 15000 Максимальная стартовая масса, т 211 Масса гол ...

Предисловие
Профессия летчика всегда вызывала заслуженное уважение и восхищение. А. А. Щербаков относится к поколению энтузиастов неба, благодаря усилиям которых наша Родина стала и является одной из ведущих ...