Schempp-Hirth NIMBUS 4 Спортивный планер

Schempp-Hirth NIMBUS 4 Спортивный планерNimbus 4  спортивный планер открытого класса. Разработан в немецкой фирме Schempp-Hirth, конструктор - Klaus Holighaus. В планерном спорте вершиной мастерства, технических достижений, стоимости планеров, является Открытый Класс, а Nimbus 4, является вершиной Открытого Класса, можно говорить о планерах, характеристики которых сравнимы с этим планером, но нет ни одного планера, его превосходящего по летным качествам. 

Nimbus 4 - принципиально новое развитие спортивного одноместного планера-парителя Открытого Класса, который объединил все аэродинамические достижения доступные на настоящее время. В тоже время, был использован весь технологический прогресс конструкции планера.

С основательными летными характеристиками, появившимися в результате научно-исследовательских работ (максимальное аэродинамическое качество более 60), Nimbus 4, очевидно занимает ранг на вершине этого класса, то ли это чистый планер-паритель, то ли это мотопланер.

Фюзеляж, крылья и хвостовой стабилизатор у Nimbus 4 разработаны в расчете на максимально возможные летные качества и по мимо этого еще в расчете на такое же совершенное сочетание (нечто подобное получилось с VENTUS c), что дало возможность при самых экстремальных условиях полета сделать оптимальным, и не вызывающим усталости, управление планером, не смотря на то полные ли баки ( объем 300л), происходит ли полет в горах, либо на длинную дистанцию.

Водобалластные баки обеспечивают правильное расположение балласта. Это происходит и на безмоторных и на моторизованных версиях, в качестве двигателя используется 19 кВт Oehler Solo 2350 turbo .

Благодаря исключительной аэродинамике и чистейшей поверхности корпуса, как результат, явились очень низкие потери при изменении скорости, это делает возможным покрывать необычайно длинные дистанции без единой спирали, в широком скоростном диапазоне и с очень малым .

Другим планерам Открытого Класса будет (теоретически) трудно держаться вместе с Nimbus 4, особенно если погода "бомбовая", связанная с очень высокими скоростями полета.

Это превосходство в летных качествах обнаружилось после первых полетов прототипа весной 1990 года, и подтвердилось позднее в скором времени, первым местом в Мировом чемпионате для Мотопланеров, и Чемпионатом Германии в Открытом Классе, добавившим похвалы в адрес Nimbus 4 по поводу его летных качеств при наборе высоты. Сразу же Nimbus 4 занял 3-е, 4-е и 5-е место в Открытом классе чемпионата мира 1991 года в Увальде (Uvalde).

Не говоря уже о размахе крыльев 26,4м, максимально значимое будущее для Nimbus 4 кроме того, еще обеспечивалось нетрадиционной многоступенчатой стреловидной передней кромкой крыльев, небольшим углом законцовок крыла (проверенных DISCUS-геометрией). Такая концепция крыльев гарантировала великолепное использование размаха крыльев и отличную управляемость на низких скоростях. Не удивительно, что в плане крыло напоминает "природное" крыло, которое распространено среди морских птиц, таких как альбатрос и баклан.

Состоящие из шести частей, крылья (удлинение 38.8), конечно, сделаны из углепластика. Управление пограничным слоем за счет лент-турбулизаторов. Основа профиля крыльев Nimbus 4 составляет улучшенная версия поперечного сечения VENTUS, который очень скоростной, что и является отличительной чертой его летных качеств. Фюзеляж Nimbus 4 - сочетание волоконных конструкций, специально разработанный для поддерживающего двигателя или более мощного для самостоятельного взлета. По этой причине, фюзеляж имеет менее коническую форму в задней части соединения крыльев (чем требуется) и мягко переходит в хвостовую балку. Результатом такой элегантности контуров фюзеляжа, стала более широкая, чем у новых разработок и увеличившаяся в длину кабина, отличающаяся крепящимся спереди фонарем.

Кевлар и углеволоконная ткань, составляют структуру кабины, обеспечивают фактор максимальной безопасности для пилота который взлетает и садиться, так же защищает от жестких ударов шасси, которые имеют телескопический амортизатор. Благодаря его большому колесу, жестким крыльям (а крылья у этого планера действительно не гнуться так сильно, как казалось бы должны были бы гнуться крылья с таким размахом) и хорошей реакции на элероны, Nimbus 4 не имеет тенденции опускать крыло.

Кабина очень просторная и с хорошим обзором.

Сиденье комфортабельное и расположение элементов управления соответствуют требованиям пилотов для новых разработок в Открытом Классе. Спинка сиденья и педали управления регулируются в полете. Панель приборов подымается и опускается с фонарем.

Большая батарея, рассчитана на различные варианты электроснабжения планера, может быть расположена в носу фюзеляжа, где она компенсирует хвостовой момент, возникающий при установке двигателя.

Водобалластный бак, встроенный в хвост, входит в состав стандартных принадлежностей Nimbus 4.

По сравнению с Nimbus-3 (планером которого заменил Nimbus 4, в модельном ряде фирмы Schempp-Hirth ), фюзеляж удлинился приблизительно на 20 см.

Время необходимое для разворота на 180 градусов при крене 45 градусов, составляет менее 6 секунд, что очень "живо" для любого воздушного судна таких размеров, и это достигнуто с применением "спойлеронов"("spoilerons", возможно имеется ввиду spoiler aileron), использовавшихся на предшественниках Nimbus 4. Эти дополнительные панели управления автоматически отклоняются (при достижении отрицательного угла в 80 градусов), в результате чрезвычайно безопасное управление полетом на низких скоростях.

Новый горизонтальный стабилизатор (размах 3,10 м), так же вносит вклад в высокое удлинение (форма стабилизатора в плане - двухступенчатый трапезоид со стреловидной передней кромкой) и гарантирует максимальную эффективность с минимально возможным дополнительным сопротивлением.

В установке тормозного парашюта не было необходимости (надо отметить, что на некоторых моделях планеров Открытого Класса, устанавливаются тормозные парашюты, т.к. качество у этих планеров велико и они не при каких обстоятельствах не желают касаться земли и такой планер на экране в состоянии пролететь большое расстояние, не помогают даже аэродинамические тормоза). В посадочном положении, закрылки автоматически отклоняются на положительный угол около 40 градусов, когда выпускаются увеличенные и двойные аэродинамические тормоза. С такой комбинацией крутая траектория захода на посадку и низкая посадочная скорость, не вызывают проблем.

Отличительная черта главного колеса - очень эффективные гидравлические дисковые тормоза.

Сборка и разборка Nimbus 4 требует нормальных усилий и может быть совершена двумя людьми, использующими крыльевые подставки.

Из последних достижений - чемпионат Европы по планерному спорту, проходивший в Германии с 29 июля по 12 августа. Открытый класс: 1-е место Bruno Gantenbrink, Германия, на Nimbus 4, 3-е место Holger Karow, Германия, на Nimbus 4.

Хотя здесь следует сделать некоторые уточнения:

- в шестерке лидеров Nimbus 4 (1,3,5 -места) и ASW 22BL(2,4,6 - места) идут через одного;

- если рассматривать первую десятку, то из них Nimbus 4 - 3 планера, ASW 22BL - 4планера, ASH 25 - 3 планера;

- всего в классе 21 участник, из них Nimbus 4 - 8 планеров (из них один Nimbus 4T - мотопланер), ASW 22BL - 4планера (все в десятке), ASH 25 - 8 планеров (однозначный проигрыш этой модели, самый лучший результат - 7-е место), Nimbus 3 - 1 планер (последнее место - что и говорить старовата модель). 

Смотрите также

МАИ МАИ-68 Экспериментальный планер
Дальнейшим развитием схемы "летающее крыло", предложенной А. И. Пьецухом, стал планер схемы "бесхвостка" МАИ-68. Этот планер замыкает ряд созданных в МАИ экспериментальных летатель ...

О гаражных замках и о том, как создается самолет
Конец зимы. Яркий солнечный день. Я на даче на лыжной прогулке. А вечером я приглашен на высокое торжественное заседание. Собираясь ехать в Москву, отпираю гараж. В нем массивный внутренний замок. ...

Баллистическая ракета подводных лодок Поларис-А3ТК
В соответствии с англо-американской договоренностью на высшем уровне от 1962 года англичане получили от США 128 БРПЛ Поларис-А3 (описание смотри в соответствующем разделе) для оснащения ими своих атом ...